Типы вопросов: Сколько существует способов, чтобы спросить одно и то же?

Эмметт Дулани (Emmett Dulaney)

Стоит ли говорить, что когда вы готовитесь к сертификационному экзамену, то должны знать материал, по которому тестируетесь, "вдоль и поперек". Кроме того, вы также должны знать, как вас будут тестировать. Знание стиля задаваемых вопросов поможет вам пребывать в нужном умонастроении, чтобы избежать излишнего беспокойства и увеличить шансы на прохождение экзамена.

В этой статье мы рассмотрим различные типы экзаменационных вопросов, используемых в настоящее время определенным числом поставщиков сертификации. Мы начнем с простейших типов вопросов и будем двигаться по направлению к более сложным.

Как правило, поставщики сертификации объявляют о типах экзаменационных вопросов, используемых ими, в вопросах и ответах, а также в инструкциях по подготовке, помещаемых на их Web-сайтах. Однако нередко случается, что они перечисляют меньше типов экзаменационных вопросов, чем на самом деле используют, воздерживаясь от раскрытия всех своих секретов.

Множество вариантов - единственных правильный ответ

Простейшим типом задаваемых вопросов, является вопрос с единственным правильным ответом, выбираемым из множества вариантов. Было время, большинство сертификационных экзаменов использовали практически только этот тип. И хотя сегодня он вышел из былого доверия - потому, что может быть просто угадан теми, кто не знает правильного ответа - но продолжает оставаться наиболее привычным типом вопросов, используемых в большинстве экзаменов.

Вот пример подобного вопроса:

This question was written by Emmett A. Dulaney. The initial A. in the middle name stands for:
  A. Allan
  B. Albert
  C. Alfred

Кнопки выбора, используемые в вопросах данного типа, позволяют вам сделать один - и только один - выбор. В приведенном выше примере, даже если у вас нет соображений, каков правильный ответ, вы имеете один из трех шансов или 33% вероятности правильно угадать ответ. И хотя три выбора еще продолжают встречаться в некоторых старых экзаменах, большинство новых вопросов этого типа от CompTIA, Cisco, Microsoft и других поставщиков, используют, как минимум, четыре выбора. С четырьмя возможными вариантами, вероятность угадать правильный ответ уменьшается до 25 процентов, с пятью вариантами до 20 процентов и т.д.

Множество вариантов - несколько правильных ответов

Второй из наиболее распространенных типов вопросов, появляющихся на экзаменах, это вопрос с несколькими правильными ответами из нескольких вариантов ответа. Кнопки выбора в нем заменены на окошки метки и теперь вы можете выбрать комбинацию, состоящую из нескольких ответов (от одного ответа до всех возможных вариантов). Все поставщики, включая Microsoft, используют этот тип вопросов в своих экзаменах.

Возможны два варианта этого типа вопросов. В первом из них вам сообщается, сколько ответов вы должны выбрать, а второй просто просит выбрать "все правильные ответы". Вот пример первого типа вопросов:

Which of following cities can be found withing the state of Indiana (choose two):
  A. San-Diego
  B. Muncie
  C. Chicago
  D. Anderson

На первый взгляд может показаться, что вы имеете 50% вероятности правильно угадать два ответа из четырех возможных, но на самом деле ваши шансы не так велики. Варианты ответов могут выглядеть так: A&B, A&C, A&D, B&C, B&D и C&D. Только одна их этих шести возможных комбинаций является правильной, что означает, что ваши шансы на правильную отгадку составляют только 16%, если вы не знаете правильного ответа. Увеличение числа вариантов до пяти вместо четырех, уменьшает ваши шансы до 10 процентов.

Различные поставщики реализуют различные правила при создании вопросов, но одно из наиболее распространенных сводится вот к чему. Когда вы говорите претенденту, сколько ответов нужно выбрать, в вопросе должно быть, по крайней мере, на два варианта выбора больше. Таким образом, если вы предлагаете ему выбрать три ответа, то должно быть пять возможных вариантов, если вы говорите выбрать четыре, то должно быть шесть или даже больше вариантов для выбора и т.д.

Отступление от этого правила делает вопрос более сложным:

Which of following cities can be found withing the state of Indiana (choose all correct answers):
  A. San-Diego
  B. Muncie
  C. Chicago
  D. Anderson

Обратите внимание, что в этом вопросе производитель не сказал вам, сколько ответов является правильными. Если вы занимаетесь угадыванием, то в этом случае возможные варианты ответов будут выглядеть так: A, B, C, D, A&B, A&C, A&D, B&C, B&D, C&D, A&B&C, A&B&D, B&C&D, A&B&C&D. Таким образом, если раньше было 6 возможных вариантов ответа на вопрос, то теперь их стало 14. Это простое изменение уменьшает ваши шансы на угадывание правильного ответа до 7 процентов.

Заполнение пустого поля

Этот тип вопросов встречается в основных экзаменах Linux, но не слишком часто. "Свободный ответ" - вот более распространенный сегодня термин для этого типа вопросов, но он означает то же самое. Эти вопросы очень трудно оценивать, но очень полезны, когда поставщик хочет удостовериться, что вы знаете правильный синтаксис команды. Они прекрасно работают в мире Linux, поскольку эта операционная система является чувствительной к регистру и продолжает администрироваться на регулярной основе из командной строки. Пример подобного вопроса выглядит так:

Give the correct syntax to use with the cpio command to recover a directory from a portable archive diskette:

Novell иногда также использует вопросы со свободным ответом и делает - в соответствие с их позднейшей информацией - упор на чувствительность к регистру (правильно ли вы пишите прописными буквами?). Наличие орфографических ошибок оцениваются всеми поставщиками сертификации как неправильный ответ.

Оценка

Одно время Microsoft усиленно развивала оценочные вопросы. В настоящее время они уже утратили свою былую привлекательность, но продолжают присутствовать в старых экзаменах. Оценочные вопросы знакомили вас со сценарием, списком требуемых целей, списком необязательных целей, предлагаемым решением и затем просили вас оценить, насколько хорошо предлагаемое решение соответствует требованиям. Вот пример подобного вопроса:

Spencer has just been told that he needs to buy his own car when he turns sixteen. He needs a muscle car to be able to impress the neighbor girl, whom he wants to take on a date.
Required objectives: Buy a muscle car
  Ask the neighbor girl on a date
Optional objectives: Earn money to purchase car
  Earn money for dating
Solution: Take network administration classes at the local community college and start looking for cars.
Rank the solutions in terms of the objectives:
  A. The solution meets both required and optional objectives
  B. The solution meets both required objectives and only the first optional objective
  C. The solution meets both required objectives and only the second optional objective
  D. The solution does not meet the required objectives

Вопросы с активной областью (hot area)

Вопросы с активной областью, также известные как вопросы с "горячими точками", являются обыкновенными вопросами с единственным правильным ответом из нескольких возможных вариантов, в которых выбор с помощью кнопок выбора заменен выбором места на графическом изображении. И хотя существуют попытки представить их более сложными, на самом деле они ни чем не отличаются. Например, в вопросе с множеством вариантов, у вас могут спросить:

In Windows 98, which tab of the Display Properties i9s used to set a screen area?
  A. Background
  B. Screen Saver
  C. Appearence
  D. Effects
  E. Web
  F. Settings

Если преобразовать его в вопрос с активной областью, то он будет выглядеть так:

При этом каждому из возможных нескольких вариантов выбора обычного текстового вопроса ставится в соответствие одна из активных областей изображения. Вместо того чтобы сделать ваш выбор при помощи кнопки выбора, вы добиваетесь того же, просто щелкая эту активную область мышью.

Вопросы "перетащи-и-брось" (drag-and-drop)

Подобно тому, как мы провели параллель между вопросами с активной областью и вопросами с единственным правильным ответом из множества вариантов, можно провести параллель между вопросами "перетащи-и-брось" и вопросами с несколькими правильными ответами из множества вариантов выбора. Недавно Microsoft начала активнее внедрять вопросы "перетащи-и-брось" в своих экзаменах, также неожиданно они стали появляться и в экзаменах CompTIA.

В вопросах этого типа представлено некоторое число элементов и вы должны переместить их из одного расположения в другое. Зачастую, вы должны также изменить их порядок в ходе перемещения и вам порой дается больше объектов для выбора, чем может потребоваться для правильного ответа. Пример простого вопроса из экзамена по организации сетей приведен ниже:

Вопросы с активным экраном

Вопросы с активным экраном являются относительно новыми для Microsoft и представляют собой комбинацию между вопросами с активной областью и вопросами "перетащи-и-брось". Обычно, вам необходимо сделать что-либо на экране, но ваш выбор достаточно ограничен. Вы можете перетащить текст и поместить его в соответствующее место или выбрать опцию, щелкнув кнопку выбора или окошко метки. Эти вопросы часто относятся к проблемам конфигурирования (например, добавьте пользователя, используя шаблон и т.д.).

Одним из вариантов подобных вопросов является использование активного экрана только чтобы предоставить информацию, которая может быть использована для ответа на вопрос со многими вариантами ответа. Подобным образом, например, выводятся "активные" иллюстрации. Вся разница заключается в том, в каких окнах вы можете только видеть информацию, а в каких - также изменять ее.

Вопросы, основанные на производительности

Вопросы, основанные на производительности, известные также как имитации, часто работают с программами-эмуляторами, среди которых, в настоящее время популярен Flash. После того, как вы щелкните кнопку, начинает выполняться программа-эмулятор, и отображает на экране среду, которая выглядит точно так же, как окно настройки конфигурации в реальном продукте. Это позволяет задавать вопросы, относящиеся к данному продукту, без затрат времени и производственных издержек, возникающих при работе с настоящим продуктом. Оценивается полученный вами заключительный результат и путь, который вы проделали, чтобы достичь его. Если существует несколько способов выполнить одни и те же вещи (и если симулятор позволяет сделать это), требуется, чтобы вы корректно использовали один из них.

Несмотря на то, что эмулятор может загружаться гораздо быстрее, чем реальный продукт, ответы на подобные вопросы занимают много времени. Поэтому, когда вы встречаетесь с ними на экзамене, то должны правильно рассчитывать ваше время.

Большинство поставщиков, включая Microsoft, "играют" с вопросами, основанными на производительности. Red Hat, Cisco и некоторые другие поставщики поднимают их на следующий уровень, обходясь без эмулятора и предоставляя вам возможность работать с настоящим продуктом. Это выполняется в лабораторных условиях и значительно сокращает количество претендентов, сдающих подобные экзамены, поскольку значительно увеличивает их стоимость.

И хотя было бы здорово добавить лабораторный аспект в каждую сертификацию - что уменьшило бы сетования по поводу "бумажной" сертификации - как правило, это невыполнимо. Стоимость и инфраструктура для администрирования (в дополнение к ограничению объема) является препятствием для большинства экзаменов, за исключением нескольких сертификаций высшего уровня.

Вариации

Все сертификационные экзамены состоят из некоторой комбинации обсужденных нами типов вопросов. Они могут описываться в других терминах, но это, все же, не меняет их сути. Например, в адаптивном тестировании (в противоположность "обычному" тестированию) первый вопрос, получаемый вами, является абсолютно случайным и выбирается из общего пула. После этого первого вопроса, каждый следующий вопрос, предоставленный вам, некоторым образом зависит от того, насколько хорошо вы ответили на предыдущий вопрос. Это уменьшает число вопросов, задаваемых вам, но эти вопросы все равно остаются вопросами тех же самых типов. Вопросы адаптивного экзамена нельзя рассматривать повторно (как и в некоторых экзаменах Cisco) и вы не можете вернуться к предыдущим вопросам. Если вы уже ответили на вопрос, вы окончательно распрощались с ним и можете догадаться, насколько правильно ответили на него, только по тому, будет или нет новый вопрос относиться к той же теме, что и предыдущий.

Вопросы, основанные на сценарии (известные как учебные примеры), используют те же типы вопросов, что мы уже обсудили. Они отличаются от других только тем, что задаются в непрямой форме, требуя от вас понимания того, что этот вопрос на самом деле относится к проблеме из предложенной вам многословной истории. Психологический аспект вопроса - его написание и подача относятся к сфере психометрии. В этой области сложность вопроса зачастую измеряется в показателях таксономии Блума (два хороших сайта, которые стоит посетить для получения информации по этому предмету: http://faculty.washington.edu/krumme/guides/bloom.html и http://www.dlrn.org/library/dl/guide4.html). Логика, если говорить кратко, заключается в том, что чем более трудный вопрос вы задаете, тем больше вам придется тестировать кандидата, чтобы узнать, владеет ли он материалом или нет.

Эмметт Дулани (edulaney@iquest.net) получил 18 сертификационных статусов от таких поставщиков, как Cisco, Microsoft, Novell, CompTIA и другие. За последние 10 лет он был автором/соавтором более чем 40 книг по компьютерам и сертификации. Его последнюю работу "Secrets of 70-210 Exam" вы можете найти на сайте http://www.certificationcorner.com/secrets.htm.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=1653