Реформа правительства: как не потерять информационные технологии

Источник: Cnews

 начале мая, выступая в Думе, Владимир Путин обозначил задачу на ближайшие 10-15 лет: войти в число стран-лидеров по ключевым показателям качества жизни. В числе последних глава правительства России упомянул уровень доходов и социального обеспечения, качество образования и здравоохранения, продолжительность жизни, экологическое благополучие и обеспеченность жильем. Известно, что список ключевых характеристик оценки уровня жизни в современном обществе всегда включает и обеспеченность населения инфраструктурой, в том числе средствами коммуникации, включая современные информационные технологии.

Для роста объема ВВП нашей стране будет достаточно благоприятной конъюнктуры на сырьевых рынках, которые по цепочке питают другие ветви экономического дерева. Глава правительства рассчитывает, что по итогам 2008 года по объему ВВП Россия сможет обойти Великобританию. Даже если высокие цены на сырье будут сохраняться продолжительное время, для повышения качества жизни граждан, только их будет недостаточно. Для решения этой задачи помимо прочего необходимо кардинально повысить эффективность работы государственного аппарата, системы здравоохранения и образования. Движение в верном направлении здесь началось несколько лет назад и нельзя допустить, чтобы темп этой работы был снижен.

Усилия правительства и профильного министерства (которое теперь возглавляет Игорь Щеголев) необходимы и в создании условий для повышения конкурентоспособности страны через повышение использования ИТ. Конечно, нельзя полностью полагаться на рейтинги, оценивающие конкурентоспособность стран (здесь всегда велик субъективный фактор), но и пренебрегать их данными не стоит. По результатам подобных исследований Россия, к сожалению, находится далеко не в числе лидеров. В последней из таких работ, подготовленной швейцарским экономическим институтом IMD, наша страна заняла 47-е место из 55 возможных. Как и в рейтингах качества жизни, состояние инфраструктуры в исследовании (в том числе обеспеченность ИТ) входит в число четырех ключевых показателей.

Давайте посмотрим, за счет чего Россия сможет быть конкурентоспособной, если допустить возможное снижение доходов от продажи нефти, газа и металлов? Известно, что ближайшими конкурентами нашей страны в борьбе за экономическое лидерство в новом мире являются так называемые страны БРИК. К сожалению, являясь самой большой по площади, Россия значительно отстает по числу жителей не только от Китая и Индии, но и от Бразилии (191 млн. чел.). Важно, что даже Китай, стремившийся стать мировой фабрикой, используя свой доступный человеческий капитал, уже сегодня отказывается от этой роли и стимулирует движение своей экономики в сторону технологического развития на более высоких ступенях. Вывод очевиден: Россия не имеет возможности и не должна развиваться экстенсивно. Необходимо повышать производительность труда и его качество. Именно для этого весь мир и использует информационные технологии. Между низкими ИТ-расходами на одного работника и эффективностью управления можно смело ставить знак равенства. По этому показателю мы не в числе лидеров.

ИТ-расходы на одного работника, долл.

Источник: Мининформсвязи, 2007

Возвращаясь к рейтингу конкурентоспособности, обратим внимание на факторы, снижающие наш показатель. Один из главных - низкая диверсификация экономики. Доля ИТ в ВВП России пока соответствует уровню стран с переходной экономикой и отстает в 2-3 раза не только от стран "большой восьмерки". Если уж мы начинаем сравнивать нашу страну с Британией, то нам нужны определенные усилия по стимулированию развития информационных технологий. Пока же, по доле ИТ в ВВП мы отстаем от Туманного Альбиона почти в 3 раза.

Доля ИТ-индустрии в ВВП разных стран, %

 

Страна 

Доля ИТ в ВВП,% 

США

4,6

Великобритания

4,2

Япония

3,6

Франция

3,3

Германия

3,1

Чехия

2,8

Португалия

2

Индия

2

Испания

1,7

Россия

1,4

Источник: Eurostat, 2007

К числу приоритетных целей следует отнести и повышение экспортного потенциала отечественной отрасли ИКТ: создание технопарков, индустрии венчурного финансирования технологических инноваций, подготовку кадров. Именно в решении этих задач можно осознать роль информационных технологий и то место, которые они должны занимать в работе правительства. Уже достигнутые результаты показывают, что усилия профильного министерства в этом направлении были не напрасны и должны быть продолжены.

По нарастанию

Роль информационных технологий в правительстве России всегда оценивали высоко и значение отраслевого ведомства только возрастало. В 1992 году при правительстве был создан комитет по информатизации. С 1993-го комитет работал при президенте Ельцине. В 1997-м управление телекоммуникациями и ИТ было объединено в одном комитете по связи и информатизации, а в 2000-м комитет был преобразован в министерство. Через четыре года функции регулирования развития отрасли были переданы министерству транспорта, но эта конструкция продержалась совсем недолго. Через два месяца, в том же 2004-м, было создано министерство информационных технологий и связи и федеральное агентство по информационным технологиям в его составе.

Важным событием в развитии отрасли стала поездка президента России в индийский город Бангалор - мировую столицу оффшорного программирования. После этого даже предполагалось создание специального агентства для стимулирования экспорта информационных технологий. Аналогичные структуры в других странах, например, в той же Индии, позволили отрасли развиваться семимильными шагами. Президент поддержал это решение, но агентство, к сожалению, пока так и не заработало, а вся работа по стимулированию отрасли осуществлялась в рамках министерства. А поддерживать есть что. Если в 2003 году экспорт программного обеспечения (ПО) из России составлял всего 10% от объема экспорта отечественных вооружений, то по итогам 2007-го эта доля уже достигает 31%. По темпам роста продаж за рубежом программисты заметно опережают оружейников.

Объем экспортных поставок российских вооружений и ПО, млрд долл.

 

Годы 

Экспорт вооружений 

Экспорт ПО 

Доля экспорта ПО к экспорту вооружений 

2003

5,4

0,5

10%

2004

5,7

0,7

13 %

2005

6,1

0,9

16 %

2006

6,4

1,4

23 %

2007

7,5 *

2,3

31 %

2008

-

3 *

-

  

  

  

  

Страна лидер по экспорту 

США

Индия

 

2007

10 *

23

230%

* прогнозные оценки

Источник: Центр АСТ, прогноз ФС ВТС, Руссофт, 2007

По предварительным оценкам, в 2008 году общий объем экспорта ПО достигнет 3 млрд долл. Основной причиной такой динамики эксперты считают окончательное закрепление за Россией реноме страны, способной решать задачи в сегменте сложного программного обеспечения. Не так много у нас конкурентоспособных на мировом рынке высокотехнологичных отраслей, чтобы ими пренебрегать.

Важно, что к экспансии на внешние рынки вслед за компаниями оффшорного программирования готовятся и поставщики ИТ-услуг. Последние годы в отрасли прошли под флагом консолидации активов. Компании повышали капитализацию за счет слияний и поглощений, на рынке прошли первые сделки по привлечению инвесторов через процедуру IPO. Отрасль находится на взлете. Объем продаж на ИТ-рынке России в 2007 году превысил 16 млрд долл. при сохранении высоких темпов роста. Ожидается, что на следующем этапе многие корпорации начнут инвестиции в наукоемкие технологии. В России уже созданы несколько компаний-звезд в сфере ИТ, которые достойно конкурирует на мировом рынке с собственными сложными продуктами. За счет запуска механизмов венчурного инвестирования можно значительно увеличить их число.

По международным стандартам в России весьма высокий уровень образования населения. Высокая доля исследователей среди населения выводят Россию на уровень Германии или Южной Кореи. По этим показателям Россия значительно опережает другие страны из группы БРИК. Согласно классификации Rand Corporation, подготовившей обзор о развитии глобальных технологических трендов и их влияния в мире к 2020 году, Россия входит в число "научно развитых стран".

К 2015 г. Россия имеет все шансы стать главным мировым центром НИОКР наряду с Китаем и Индией

Источник: The Boston Consulting Group

Мы можем и должны использовать этот потенциал. Но пока еще остается много проблем, требующих активной позиции правительства. Программа создания сети технопарков, которую проводило министерство в последние годы, как раз и была нацелена на поддержку производителей высокотехнологичной продукции. Кто в министерстве будет заниматься данной темой, если регулирование информационных технологий в нем будет заменено регулированием сферы массовых коммуникаций?

Вопрос статуса

Понятно, что многие начинания предыдущей команды министерства не могут быть заморожены. Слишком велика их важность для страны. В любом случае будет модернизироваться система электронного межведомственного взаимодействия. В любом случае будут совершенствоваться нормативная база по развитию электронного документооборота и многие другие важные инициативы. Но качество реализации этих проектов в значительной степени зависит от статуса ведомства, которому они будут поручены. Трудно представить, что полученные на сегодня результаты могли бы быть достигнуты, если бы тема информационных технологий размылась четыре года назад где-то в глубинах министерства транспорта. Если высокотехнологичное развитие является приоритетом в политике нового правительства, то необходимо предоставить этому приоритету соответствующий статус и административные ресурсы.

Объем экспорта программного обеспечения из Индии в 2007 году вырос на 38% и превысил 23 млрд долл. Это лучший показатель в мире. Думается, что не в последнюю очередь такие результаты достигнуты потому, что в стране над развитием этой проблемы уже долгие годы работает именно министерство коммуникаций и информационных технологий.

Признанным лидером в мире высоких технологий долгие годы остаются США. Было бы неправильно думать, что такое положение вещей было определено "рукой рынка". Не будем далеко углубляться в историю, достаточно вспомнить 90-е, время бума информационных технологий. Тогда Альберт Гор вице-президент США с 1993 по 2001 год в администрации Билла Клинтона был персонально назначен ответственным за развитие информационных и интернет-технологий. Под его руководством был создан специальный государственный совет, в который вошли представители самых авторитетных компаний Америки. Известно, что в 1991 году Альберт Гор выступил автором законодательной инициативы High Performance Computing and Communication Act, по которой правительство США выделило 3 млрд долл. для поиска путей преобразования тогда чисто научного интернета в коммерчески привлекательный бизнес.

Президент США Клинтон лично отстоял налоговые льготы для интернет-торговли. Он же поддержал предложение об упрощении выдачи иностранным ИТ-специалистам разрешений на работу в США. Имели бы сегодня американцы тот уровень технологического развития, который имеют, если бы этой темой занимались мелкие клерки в их министерстве транспорта? Определенно нет.

Третий президент России Дмитрий Медведев еще, будучи вице-премьером российского правительства, показал живой интерес к информационным технологиям. Именно под его патронажем создавалась уникальная для субъекта высшей власти России система "Управление", консолидирующая данные по развитию приоритетных национальных проектов. Он же активно поддерживал проект Мининформсвязи по переводу российских школ на свободное ПО. Трудно представить, что все эти акции были только эпизодом его предвыборной кампании и после инаугурации будут отправлены на задворки. Хочется верить, что изменение названия отраслевого министерства - это казус, который не изменит приоритетов в работе правительства.

Максим Казак / CNews

Ожидания бизнеса

Георгий Генс, президент группы компаний ЛАНИТ

Я бы выделил три ключевых направления. На мой взгляд, основная задача правительства - прикладывать усилия, чтобы в целом поддерживать ИТ-отрасль. И, прежде всего, желательно, чтобы сами госорганы активнейшим образом использовали информационные технологии в повседневной работе. Это позволяет реально повысить эффективность работы и, по большому счету, служит одним из немногих инструментов, который, в конечном счете, поможет победить коррупцию и остановить безудержный рост бюрократии.

Я также считаю, что необходимо прикладывать усилия к изменению налогообложения в нашей отрасли в сторону понижения. И задача министерства, которое занимается информационными технологиями - лоббировать данное решение. А для всей экономики в целом важно, чтобы отменили налог на добавленную стоимость.

Хотя и медленно, но была начата и продвигается работа по созданию технопарков. Хотелось бы увидеть более интенсивные усилия в этом направлении, поскольку практические результаты в развитии технопарков будут серьезным дополнительным стимулом в развитии информационных технологий. Ну и конечно, было бы хорошо, если бы слова "информационные технологии" вернулись в название министерства, которое курирует нашу отрасль, потому что кроме как просто технической ошибкой или случайностью их отсутствие в названии я объяснить не могу.

Александр Калинин, президент НКК

На мой взгляд, хорошо было бы все-таки, наконец, реализовать те идеи, которые были заложены в программу "Электронная Россия", но так и остались виртуальными. Это позволило бы на практике форсировать создание системы, позволяющей обеспечивать население государственными услугами должного качества, и чиновники могли бы эффективно и результативно выполнять свои функции.

Никаких специальных экономических преференций для ИТ-отрасли получать не хотелось бы. Важно, чтобы государство серьезно отнеслось к проблеме уменьшения налогового гнёта, и в частности, существенного снижения НДС, что необходимо для ускоренного развития как минимум всех недобывающих отраслей.

Михаил Лящ, президент группы компаний "КомпьюЛинк"

На мой взгляд, приоритетным направлением деятельности правительства в сфере ИТ есть и должна оставаться поддержка национальных проектов. Не менее важной задачей является разработка новых эффективных механизмов регулирования рынка, которые способствовали бы развитию отечественной ИТ-индустрии и поставили российские компании в один ряд с западными разработчиками.

Алексей Кравцов, генеральный директор Kraftway

Одной из ключевых задач правительства в ИТ-сфере, очевидно, станет создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры государства. Новому правительству предстоит заняться также решением проблем информационной безопасности. Продолжатся инициативы в области компьютеризации и повышения компьютерной грамотности населения. Особое внимание будет уделяться реализации нацпроектов в медицине, образовании, ЖКХ.

Полагаю, ИТ-отрасль может рассчитывать на всестороннюю поддержку и внимание со стороны правительства и в этом случае объективно может стать одним из локомотивов экономики нашей страны.

Борис Бобровников, генеральный директор компании "Крок"

ИТ-рынок является одним из быстрорастущих сегментов российской экономики. Но этот рост всё жестче ограничивается дефицитом квалифицированных кадров. ИТ-рынок сможет "подпитывать" рост российской экономики, если правительство озадачится созданием образовательных программ, нацеленных на обеспечение ИТ-отрасли квалифицированными кадрами. Еще один важный вопрос - информатизация регионов, решение масштабных задач, реализовать которые можно только с участием государства - равномерное развитие системы телекоммуникаций и автоматизация управления жилищно-коммунальным хозяйством. Серьёзной задачей может стать и поддержка выхода российских ИТ-компаний на мировой рынок. Причем, можно не ограничиваться поддержкой разработчиков программных продуктов - другие сегменты нашего рынка также имеют весьма конкурентоспособные компетенции.

Анатолий Гавердовский, старший вице-президент EPAM Systems:

Основная задача, которую должно решать правительство, - это создание системных предпосылок для того, чтобы сфера информационных технологий развивалась быстрыми темпами. И здесь есть три основных направления, над которыми надо работать.

Первое - это решение кадрового вопроса. Необходимо реформировать систему подготовки специалистов таким образом, чтобы она давала максимально возможный и максимально квалифицированный выпуск. Это не только изменение учебных программ, как думают многие. Самое главное - это создание тяги между школой и ИТ-компаниями. Второе направление, в котором необходимы усилия нового правительства, - уравнивание налоговой нагрузки на российские компании, которые работают в сфере информационных технологий, с аналогичными компаниями в других странах. Например, в Индии общий объем налоговой нагрузки составляет всего 15-20%, а для иностранных компаний, которые инвестируют в развитие ИТ-рынка, он еще меньше. И последнее направление - это увеличение доли государства как заказчика ИТ, повышение роли информационных технологий в управлении государством. В принципе больше ничего не надо.

Дело не в том, чтобы сделать ИТ конкурентными по отношению к нефтянке или другим сырьевым отраслям. Дело в том, чтобы сделать российские ИТ-компании конкурентными по отношению к таким же компаниям за рубежом. Сейчас за счет глобализации, за счет того, что практические все компании, не важно из какой они страны, работают на международном рынке и борются за одних и тех же заказчиков, местный рынок выигрывает тогда, когда он дает лучшие условия для своих игроков.

Алексей Кудрявцев, генеральный директор компании ISG

На мой взгляд, новое правительство должно создать условия для полноценного использования всего, что уже создано в области информационных технологий. Также необходимо повысить уровень компьютерной грамотности чиновников особенно в регионах, создав обязательные программы повышения квалификации,в рамках которых госслужащие должны научиться пользоваться теми системами автоматизации, которые у них внедряются. Необходимо провести объединение информационных ресурсов на федеральном уровне и предоставить к ним доступ как чиновников, так и всего населения.


Страница сайта http://test.interface.ru
Оригинал находится по адресу http://test.interface.ru/home.asp?artId=16270