Понятие "индекс цитирования" появилось задолго до появления Сети. Это общепринятое в научных кругах выражение обозначает популярность, авторитетность какого-либо ученого и принимает определенное значение в зависимости от упоминания его имени или трудов в других научных исследованиях. Примерно на этом же принципе была основана система PageRank, которая до сих пор используется популярнейшим поисковым ресурсом Google. Именно на основе цитируемости ресурса принимается решение о его "нужности" пользователям, и таким образом строится список результатов запросов.
Когда студенты Стэндфордского университета Сергей Брин и Ларри Пейдж работали над учебным проектом по идентификации смысловых элементов внутри гиперссылок, они обнаружили, что существует большое число "обратных ссылок", которые указывают на какой-либо сайт. Согласитесь, это вполне логичное явление, но данное наблюдение позволило предположить, что этот параметр можно использовать для создания более эффективной поисковой системы. После окончания университета, в 1998 году они решили создать такую систему на основе технологии, получившей название PageRank.
Принцип ее работы заключается в том, что поисковый робот, обследуя Сеть, составляет полную структуру связей ссылок во всем Интернете, что само по себе является огромной работой. После этого он ранжирует их в зависимости от "веса" каждого ресурса, который определяется по близости к тематике, собственному индексу цитирования и некоторым другим факторам. При этом значимость ссылок, сделанных на какой-либо сайт, имеет более высокий приоритет, чем их количество. Именно таким образом достигается эффективный поиск и, что важнее, эффективная выборка из результатов поиска по релевантности. Благодаря такой системе мы получаем возможность найти то, что нам нужно, на первых двух страницах, и нам не приходится исследовать все найденные сайты.
Индекс цитирования был положен в основу поисковой системы Google
В России первой поисковой системой, которая анонсировала такой подход к поиску, был "Яндекс". Его индекс цитирования стал не только средством определения релевантности ссылок, но и хорошим измерителем популярности сайта, его эффективности и авторитетности.
На самом деле, это сильно упрощенное представление системы работы PageRank от Google" и "индекса цитирования" у "Яндекса". Все несколько сложнее, но вдаваться во все тонкости мы не станем, потому что часть информации закрыта или просто не имеет для нас с вами особого значения. Кстати, из всех известных поисковых систем только "Яндекс" сделал из своего "индекса" некое подобие рейтинга. Хотя, как говорят его создатели, даже у них показатель цитируемости - довольно условная величина, так как его нельзя целиком выразить в числах. Остальные системы - например, Google или российский "Апорт" - ведут индексы только для внутреннего использования при построении таблиц с результатами поисковых запросов.
В России первым поисковиком, считающим индекс цитирования, стал "Яндекс"
Кстати, рейтинг, о котором мы говорили, является хорошим показателем реального качества и эффективности какого-либо ресурса. Зачастую он воспринимается специалистами как более важный фактор, нежели популярнейший рейтинг Rambler Top-100. Согласитесь, тот факт, что другие веб-мастера обратили внимание на какой-либо сайт и поместили на него ссылку на своем ресурсе, говорит рекламодателю гораздо больше, чем количество пользователей, зашедших на него. Если конечно, его интересует реальная эффективность, а не простое количество показываемых баннеров. Таким образом, нужно понять, что от количества хороших цитат будет напрямую зависеть очень многое. Это и место вашего сайта в поисковых системах, и представление о его эффективности, популярности. Следовательно, нужно работать над увеличением этого параметра, но хочу вас сразу предостеречь от использования методов, запрещенных поисковыми системами. Гораздо лучше действительно проводить работу по популяризации ресурса, обмениваться ссылками с тематическими сайтами, создавать качественный контент, на который после будут ссылаться другие ресурсы. Например, если ваша компания достаточно известна, то публикация пресс-релизов может существенно увеличить индекс цитируемости вашего сайта за счет ссылок с новостных изданий. Разумеется, это только частный пример, но в целом технологию он иллюстрирует достаточно точно.
Индекс цитирования зачастую оказывается важнее, чем рейтинг посещаемости
И напоследок хотелось бы рассказать о том, как не нужно пытаться увеличивать свой "индекс цитирования" или PageRank. В "Яндексе" и Google существует такая мера "воспитания" нерадивых веб-мастеров, как обнуление счетчиков. При этом не дается никаких гарантий того, что прежний рейтинг удастся восстановить. Как вы понимаете, после обнуления шансы на то, что вас кто-то найдет с помощью поисковой системы, очень невелики. За что же могут налагаться такого рода "штрафы"?
"Сайты-фермеры". Речь идет о системах из нескольких сайтов, которые лишены какой-либо полезной информации, но пестрят ссылками на основной сайт, подвергающийся раскрутке. В автоматическом режиме выявить такие подлоги очень трудно, поэтому "отлов" происходит в ручном режиме. С другой стороны, никто не застрахован от ошибки в данном случае, и любой недоброжелатель, создав несколько таких сайтов, может закрыть дорогу в Google или "Яндекс" молодому проекту. Все эти проблемы придется решать с представителями поисковой системы лично.
Скрытый контент. При создании сайта можно использовать различные тексты, состоящие из популярных ключевых слов, написанные фоновым цветом. Таким образом, для пользователя эта информация будет незаметна, а поисковые роботы наверняка проиндексируют и ее. При резком неадекватном увеличении рейтинга вашего сайта сотрудники поисковой системы наверняка заинтересуются этим фактом и проверят ваш ресурс лично. В ходе такой проверки наверняка выявятся данные нарушения, за что может быть наложен штраф.
То же самое касается и веб-мастеров, которые стремятся использовать в заголовках окон побольше популярных ключевых слов, не относящихся к тематике сайта. Еще одно ухищрение - заключать весь текст на сайте в теги заголовков (например,
), а в таблице стилей менять написание шрифта на нормальное. Здесь всплывает сразу две проблемы: пользователи браузеров, которые могут некорректно обработать таблицу стилей, и все те же сотрудники поисковых систем.
Словом, лучший способ раскрутить свой сайт - это работать над его качественным содержанием. Именно так вы сможете повысить индекс цитируемости, обратить внимание пользователей на свой ресурс и пробиться к вершинам в результатах поисков по нужным ключевым словам. Кстати, если говорить о Google, то есть еще один легальный способ увеличить показатель PageRank для своего сайта. Для этого скачайте себе утилиту Google Toolbar для браузера Internet Explorer и пользуйтесь им для входа на свой сайт. Специалисты утверждают, что это помогает.