Антивирусный Петербург увлекся "коробками"Источник: cnews
В 2007 году в Петербурге наблюдался устойчивый рост продаж антивирусных решений в категории "домашние пользователи" (это отвечает и общемировой практике). В основном это связано с тем, что растут доходы населения - все больше людей могут позволить купить себе вычислительную технику (в том числе, и мобильные компьютеры с предустановленным ПО). Кроме того, пользователи понимают, что, для комфортной работы следующей в списке приоритетов после приобретения операционной системы и, как правило, офисного пакета, должна стоять безопасность компьютера. Особым спросом среди частных клиентов пользовались коробочные решения. Не в последнюю очередь это может быть связано с распространением услуг широкополосного доступа в интернет (ADSL и домашние сети) и, как следствие, возросшей реальной угрозой заражения вирусами при работе в сети. Кроме того, по словам генерального директора фирмы Synaptic Всеволода Трофимова, "отмечались стабильные продажи коробочных версий и корпоративных лицензий на антивирусы на протяжении всего года". Цены на антивирусные решения стали значительно ниже, чем, например, на специализированные графические программные среды. В свою очередь, в крупных фирмах северо-западного региона и розничных сетях проводятся различные акции, направленные на популяризацию и легализацию антивирусных продуктов. Так, ADSL Avangard в начале 2007 года предлагала всем свои абонентам бесплатно использовать антивирусные решения от Panda в течение трех месяцев, а компания PeterHost.Ru, ведущий хостинг-провайдер на Северо-Западе, и интернет-провайдер Telix (часть федерального оператора "Мультирегион") вместе с петербургской компанией Agnitum (Outpost) с лета 2007 года проводят совместную акцию, участники которой получают трехмесячную лицензию на Outpost Security Suite. В свою очередь, антивирусное решение Dr.Web доступно абонентам провайдера "Корбина Телеком" (срок лицензии - 1 год). "В последний год "домашний сегмент" стал более требовательным, - говорит Андрей Стариков, директор MSLine. - И это очень хорошо, потому что выводит конкурентную борьбу за этого клиента на новый уровень. Теперь "домашний пользователь" выбирает место покупки антивирусной программы не там, где цена ниже, а там, где ему проще (оплата через электронные платежные системы, упрощенная схема оформления заказа)". корпоративном секторе можно наблюдать рост продаж комплексных решений для организации антивирусной защиты на предприятии. Так, компания "Поликом Про" в ноябре 2007 года проводила конференцию на тему: "Безопасность корпоративных информационных систем на базе продуктов "Лаборатории Касперского", в ходе которой был продемонстрирован новый отечественный продукт "Антивирус Касперского Second Opinion Solution" (SOS). По оценке начальника отдела маркетинга компании "Поликом Про" Ларисы Треповой, продукт будет интересен прежде всего для компаний среднего и крупного бизнеса - тех, у кого четко сформулирована политика информационной безопасности, а также есть многовендорные решения по безопасности. По словам Алексея Ильина, генерального директора компании "Офис-коннект", "по результатам работы за 2007 год было отмечено резкое повышение продаж антивирусных решений для бизнеса, интерес к которым резко возрос после освещения в СМИ "дела Поносова", а также ужесточившейся борьбой отдельных производителей антивирусного программного обеспечения с использованием "вечных" пиратских ключей. В результате более 70% наших постоянных клиентов приобрели корпоративные комплексы антивирусной защиты". Однако такая ситуация не может быть полностью применена к "домашнему сектору", который по-прежнему отличается повышенной любовью к пиратскому ПО даже на фоне снижения цен на антивирусную продукцию. В 2007 году у компании MSLine (бывший бренд - MSSoft) по продажам лидировали 7 антивирусных продуктов: ПО от "Лаборатории Касперского", ESET (с NOD32), "Доктор Веб", McAfee, Symantec, BitDefender и Panda. Динамика продаж антивирусов компанией MSLine, 2006-2007
Источник: MSLine.ru В крупных торговых сетях среди домашних пользователей по продажам лидируют продукты от "Лаборатории Касперского" и ESET. Как отмечает вице-президент компании "Компьютерный Мир" Валуйская Татьяна, в 2007 году в 4 раза увечились продажи решений от "Лаборатории Касперского". Продажа коробочных решений* антивирусов (по итогам 2007г.)
* 98% от всех продаж антивирусов Источник: "Компьютерный Мир" На данный момент соотношение приобретающих антивирус домашних пользователей и организаций - 70/30. В свою очередь для среднестатистического дистрибьютора эта пропорция равна 40/60 в случае, если к бизнес-сектору прибавить небольшую долю продаж антивирусных решений для государственных структур. Игроки рынка В целом рынок антивирусного программного обеспечения в Санкт-Петербурге однороден: почти все фирмы имеют петербургскую прописку (MSLine, Olly Group, "Ниеншанц", TopPlan, Synaptic), хотя есть несколько представительств крупных российских сетей (Softline (33 офиса в России и странах СНГ), Axoft (33 офиса в России и странах СНГ). Время выхода большинства предприятий на рынок относится к 2001-2002 годам (Axoft, MSLine, "Логоника"), хотя есть и "ветераны" (Olly Group (1992), Softline (1993)), и совсем "новички" (Synaptic (2007)). По большому счету ни одна из представленных компаний не занимается поставкой и дистрибуцией только антивирусных программ. Питерскими являются и несколько вендоров: "СалД" (торговая марка - Dr.Web), Agnitum Ltd. (торговая марка - Outpost), а также с 1996 года на базе компании "Аркадия" существует выделенный центр разработок антивирусной компании F-Secure. Примечателен тот факт, что, в отличие от московских коллег, ни Agnitum, ни F-Secure не имеют в Петербурге точек продаж собственной продукции, а используют различные каналы дистрибуции, в том числе и через приведенные выше фирмы. Основные игроки петербургского рынка продажи и интеграции антивирусных решений
Источник: CNews Analytics Появление самих антивирусных продуктов на рынке происходило примерно так же, как и в случае с другими программами: наряду с обычными OEM-решениями от известных компаний, когда фирма-поставщик продавала только лицензию на получение обновлений (в виде ключа или файла регистрации), существовала реализация и jewel-версий (недорогих лицензий на 1-2-3 месяца в обычной CD-упаковке). С развитием рынка в продаже стали появляться и "коробочные" дистрибутивы (в их число для петербургского региона входят ESET, "Лаборатория Касперского", Symantec, Panda Software, Dr.Web, Agnitum). Тенденции 2008 года По мнению аналитиков, в 2008 году компании, занимающиеся продажей антивирусов на петербургском рынке, будут использовать стратегию регулировки цен на продаваемые решения. Причем это будет касаться продуктов как для "домашнего пользователя", так и для "корпоративного сектора". Дистрибьюторы будут предоставлять за те же самые деньги дополнительный набор сервисов. Таким образом, покупая по рекомендованной вендором цене тот или иной антивирусный продукт, пользователь получает расширенный базовый функционал (несколько лицензий на ПК, дополнительные модули и так далее). Директор представительства компании Softline по Северо-Западу Владимир Пирогов прогнозирует увеличение доли продаж среди частных пользователей в нынешнем году в 2 раза. Кроме того, по его словам, ожидается стабильный рост продаж коробочных решений корпоративным клиентам. "Что же касается коробочных продуктов для бизнеса, то здесь появляется новое направление: железное и софтверное решение оформляется, как законченное решение для малого бизнеса. При этом достигается большая экономия при приобретении таких продуктов", - рассказал г-н Пирогов. Алексей Ильин утверждает, что, несмотря на то, что компания "Офис-коннект" в 2007 году не занималась реализацией антивирусных OEM-решений, в 2008 году прогнозируется существенный рост в этом направлении. По его словам, около 30% продаваемых компьютеров предполагается поставлять с предустановленными антивирусами. "В 2008 году мы прогнозируем минимум 60% рост продаж антивирусных решений", - сообщил он. Примерно такого же мнения придерживается и Всеволод Трофимов. Он считает, что основные изменения на рынке для корпоративных клиентов этого года будут связаны с вышедшим в 2007 году новым изделием Microsoft Forefront Client Security. "На первый взгляд, это блестящая идея совмещения ядер от нескольких антивирусных продуктов в одной системе. При этом отмечается относительная сложность внедрения данного решения, которая может оттолкнуть некоторые группы покупателей - в первую очередь, представителей малого бизнеса. Тем не менее, учитывая свежесть и перспективность самой идеи, а также традиционную агрессивность, свойственную продвижению продукции Microsoft, мы предполагаем хорошие продажи Microsoft Forefront Client Security на протяжении 2008 года для корпоративных клиентов", - уверен он. Также, по его словам, планируется сохранение интереса к продуктам "Лаборатории Касперского" и повышение интереса к решениям ESET. Как прогнозирует Андрей Стариков, "при работе и с корпоративными, и с "домашними" пользователями компании будут ориентироваться на растущий интерес объем продаж через интернет-магазины. Во-первых, существенно изменится подход к внедрению программного обеспечения, во-вторых, будут введены несколько новых способов оплаты товара". В торговых сетях ("Кей" и "Компьютерный Мир") также прогнозируют рост продаж коробочных антивирусных решений для пользователей. В целом же рынок антивирусного программного обеспечения в Санкт-Петербурге отражает российские тенденции. Картина продаж фирмами антивирусных решений практически идентична общероссийской. Михаил Демидов |