СТАТЬЯ |
18.07.01
|
Web-интеграция корпоративных систем
Кирилл
Вавилов
технический директор компании «Город-Инфо».
Сергей Щербина
директор по маркетингу той же компании.
Статья была опубликована на сайте www.profi-club.kiev.ua
Web-интеграция и B2B
Решение В2В — не аналог электронного магазина, где вместо физических лиц в
качестве субъектов взаимодействия выступают компании. Отношения между компаниями
гораздо более многообразны, чем отношения между компанией и заказчиком, и шире,
чем просто оптовая торговля. Отношения B2B помимо «товарообмена» включают в
себя такие виды взаимодействия, как сложные модели поставок и снабжения, кооперация
при разработках и проектировании, сотрудничество при планировании, производстве
и тестировании продукции. Они также различаются по характеру взаимодействия:
длительность взаимодействия, условия взаиморасчетов, договорные отношения.
Полноценное решение класса B2B подразумевает интеграцию информационных ресурсов
компаний-участников. Web-интеграция, будучи технологической платформой для электронной
коммерции, создает среду для прямого информационного обмена между компаниями.
В2В-интеграция включает такие элементы, как обеспечение внутренних и внешних
коммуникаций, координацию бизнес-процессов между компаниями, а также систему
управления информацией и транзакциями.
Наиболее распространены два решения класса В2В. Решения для конечного корпоративного
пользователя, аналогичные B2C, включающие себя информирование заказчиков о ценах,
продуктах, складских запасах, доставке, а также процессе выполнения заказов
и решения типа «торговой площадки» (marketplace). Эти решения заключаются в
координации взаимодействия между независимыми организациями и по большей части
концентрируются на товарном обеспечении (биржевые товары, запчасти и др.), используя
модель биржи или аукциона. Более «продвинуты» решения для «цепочки поставок»
(supply chain) когда типичное взаимодействие между участниками цепочки включает
совместное планирование и прогнозирование, совместный дизайн, скоординированное
производство и управление дистрибуцией. Взаимодействие между подразделениями
крупной компании также можно описать как взаимодействие в цепочке поставок,
особенно для компаний, не имеющих единой информационной инфраструктуры. Интеграция
бизнес-единиц может включать финансовую консолидацию, каталог продуктов, координацию
по складским запасам. Традиционная цепочка поставок работает по линейному принципу:
от поставщика, к производителю, а затем к потребителю. В традиционной модели
компании стремились оптимизировать именно эту цепочку. В процессе перехода к
электронному бизнесу компании стали создавать инфраструктуру для каждого участника
цепочки. Цепочка перестает быть линейной и приобретает динамику, иными словами,
становится возможным взаимодействие между каждым из участников цепочки. В центре
подобного взаимодействия лежит корпоративный информационный портал.
При интеграции информационных систем отдельных организаций можно столкнуться
с рядом проблем. Среди них: безопасность и надежность при передаче данных через
Internet; различие и несовместимость бизнес-процессов; разнообразие альтернативных
информационных систем; разнообразие структур данных; изменчивость деловой и
технологической среды. Web-интеграция представляет собой эффективный способ
преодоления перечисленных проблем, обеспечивая эффективный обмен данными из
различных приложений, позволяя получать данные из любого приложения, абстрагируясь
от бизнес-логики этого приложения, организуя совместную работу над проектами
и, тем самым, обеспечивая истинную интеграцию систем компаний-партнеров.
Российская специфика
По данным Merrill Lynch, к 2002 году рынок корпоративных информационных порталов
достигнет 14,8 млрд. долл. Аналитики Meta Group считают, что к 2002 году 70%
компаний из списка Global 2000 (крупнейшие компании мира по величине оборота)
внедрят или начнут внедрять у себя корпоративные порталы. К 2003 году 60% компаний
из Fortune 500 будут использовать корпоративный портал в качестве инструмента
поддержки принятия решений, совершенствования информационных потоков и развития
электронной коммерции типа B2B.
Как соотносятся ситуации на рынке Internet-приложений на Западе и в России?
Подавляющее большинство отечественных организаций пока не может позволить себе
внедрять дорогостоящие решения. Если на Западе развертывание системы ERP на
среднем предприятии стоит порядка 1 млн. долл., российские компании, даже достаточно
успешные, не готовы тратить на интеграцию данных и приложений более 100-150
тыс. долл. При этом требования к срокам внедрения у отечественных компаний выше;
здесь гораздо реже разрабатываются долгосрочные, стратегические планы развития
информационной системы. Еще одна особенность отечественных компаний — широкое
использование приложений, написанных собственными силами.
Еще сильнее отличаются задачи, стоящие перед ИТ-отделами. Широкое применение
информационных технологий в корпоративном секторе на Западе началось еще в 60-е
годы. В результате, компании накопили огромные массивы информации, связанной
с их хозяйственной деятельностью, а также множество приложений, в том числе
и для мэйнфреймов; все это вынуждает искать пути эффективного использования
имеющихся ресурсов. В России к уже перечисленным проблемам добавляется еще и
разрозненность корпоративных приложений, которую часто характеризуют выражением
«островки информатизации». В некоторых подразделениях компании могут использоваться
бизнес-приложения, в других их нет; более того, в различных подразделениях одной
организации могут применяться разные приложения. Это приводит к тому, что в
компании может просто не существовать сводных показателей о ее деятельности.
В России решения в области Web-интеграции могут быть интересны среднему и крупному
бизнесу, с уже внедренными и работающими приложениями CRM, ERP и им подобными.
Таким компаниям необходима единая платформа для ведения электронного бизнеса,
взаимодействия между сотрудниками и отдельными подразделениями внутри компании,
а также с заказчиками, каналами сбыта, партнерами и поставщиками, причем при
сохранении уже имеющейся информационной инфраструктуры.
Понимается под Web-интеграцией определенная форма, методы обработки и представления
информационных ресурсов организации при помощи Web-технологий
Семь принципов Web-интеграции
1. Интеграция данных и приложений (финансовые, системы CRM, ERP и унаследованные)
в корпоративный портал.
2. Визуализация информации при помощи Web-браузера, благодаря чему исчезает
необходимость в установке и поддержке «тяжелых» клиентских приложений.
3. Гибкость, масштабируемость и открытость создаваемых решений, которые достигаются
благодаря использованию XML/XSL и Java; быстрое и легкое внедрение, оптимизация
и персонификация.
4. Единый и настраиваемый интерфейс работы с данными и приложениями, возможный
благодаря созданию корпоративного портала; возможность входа в портал из различных
систем, в том числе территориально удаленных.
5. Реализация системы на основе технологий Java и XML, что обеспечивает переносимость
и независимость приложений от операционных систем сервера и клиента. Хранение
и передача данных происходит с помощью языка XML, специально созданного для
организации взаимодействия с различными приложениями. Формат данных в XML не
зависит от способа его дальнейшей визуализации — за это отвечают хранимые отдельно
файлы таблицы стилей XSL, которые преобразуют файлы XML для их представления
в виде Web-страницы.
6. Создание в процессе интеграции пользовательских Web-интерфейсов к корпоративным
приложениям. При дальнейшем развитии системы обеспечивается не только доступ
для чтения данных, но и полноценный документооборот.
7. Безопасность и защита информации обеспечиваются единой точкой входа, каталога
и разделением прав доступа. База описаний пользователей также хранится в едином
кросс-платформенном каталоге, что создает унифицированную систему безопасности
для всех приложений.
Корпоративные порталы — не все так просто
Для обеспечения работы корпоративного портала необходимо реализовать ряд функций:
Для чего нужен корпоративный портал
Внедрение и использование корпоративного информационного портала дает компании
целый ряд преимуществ:
Повышение производительности. Легкий доступ к персонализированной информации из корпоративных и внешних источников повышает производительность труда сотрудников. На базе портала возможна организация документооборота — получение данных из приложений и их ввод, создание и редактирование документов в едином Web-интерфейсе.
Повышение конкурентоспособности. Поскольку портал представляет собой единую точку входа в корпоративную информационную систему и позволяет получать весь объем необходимой информации, он дает возможность снизить затраты и повысить эффективность работы всех систем организации. Web-интеграция открывает новые возможности анализа деловой информации, сегментирования рынка и позиционирования, планирования и прогнозирования, выполнения ряда иных функций.
Улучшение корпоративного взаимодействия. Портал играет роль центрального информационного ресурса для сотрудников компании, заказчиков, руководства, поставщиков, дистрибьюторов, партнеров и акционеров. Своевременный обмен необходимой информацией обеспечивает более тесную связь между всеми группами сотрудников и подразделениями. В то время как большинство существующих на рынке систем документооборота позволяет только отслеживать процесс прохождения документов внутри организации, корпоративный портал обеспечивает и ряд других функций: хранение всех версий документа, определение прав доступа ему, оповещение пользователей об изменении существующего документа или появлении нового, публикация документов.
Повышение отдачи от инвестиций. Портал — это интегрированное приложение, которое можно достаточно быстро внедрить, легко поддерживать, затрачивая при этом сравнительно скромные ресурсы по сравнению с системами со сходными функциями, но построенными на основе других концепций. Все это снижает издержки и повышает отдачу от вложений в корпоративную информационную систему. Использование «тонкого клиента» — браузера — для визуализации информации позволяет, с одной стороны, экономить на обучении персонала, а с другой, что особенно важно, дает возможность не устанавливать клиентские приложения на множестве компьютеров. Сокращение затрат на приобретение и обслуживание клиентского ПО и оборудования — один из основных ресурсов снижения издержек при использовании корпоративного портала. Важно упомянуть и о минимизации затрат на аренду Internet-канала за счет того, что большая часть информации уже размещена в портале.
Единая платформа для ведения электронного бизнеса. Внедрение корпоративного портала и обеспечение доступа к нему внешних пользователей способствует укреплению деловых связей с заказчиками, партнерами, поставщиками и повышает качество обслуживания заказчиков и партнеров за счет предоставления им дополнительных возможностей и услуг.
Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.
Отправить
ссылку на страницу по e-mail
Обсудить статью на специализированном форуме по ERP-cистемам
Interface Ltd. Отправить E-Mail http://www.interface.ru |
|
Ваши замечания и предложения
отправляйте автору По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру Документ опубликован: 24.07.01 |