СТАТЬЯ | 29.11.02 |
© Дмитрий Маслов, Андрей Дзенгелевский
© Статья была опубликована на сайте BKG Profit Technology
Когда и почему встает вопрос о построении комплексной информационной системы управления промышленным предприятием? И почему этот вопрос стал столь актуален именно сейчас? Причин здесь несколько, и у каждого предприятия их набор - свой.
Когда и почему встает вопрос о построении комплексной информационной системы управления промышленным предприятием? И почему этот вопрос стал столь актуален именно сейчас? Причин здесь несколько, и у каждого предприятия их набор - свой. К особенностям настоящего момента можно отнести следующие факторы:
Все предлагаемые решения можно разделить на две большие группы:
В данной статье, боясь показаться необъективными, а также стараясь не перегружать читателя лишней информацией, мы не будем перечислять характеристики конкретных продуктов. Такие материалы нетрудно найти самостоятельно: в прессе, на специализированных выставках, семинарах и т.д. Попытаемся лишь очертить круг первоочередных задач, которые необходимо рассмотреть при выборе системы автоматизации управления.
Как мы отмечали выше, появление и развитие отечественных систем автоматизации предприятий было связано с развитием торговли, сферы услуг и автоматизацией учета для фискальных целей. Некоторые аналитики на основе этого факта делают вывод, что большинство российских систем изначально ущербны, так как создавались для решения задач исключительно бухгалтерского, а не управленческого учета.
С этим можно согласиться, но лишь частично: действительно, многие системы выросли из бухгалтерских программ, но не все. Автоматизация крупной торговой организации предъявляла к корпоративной информационной системе ряд требований, присущих также автоматизированным системам управления производственными предприятиями. В результате появлялись, в частности, следующие специализированные модули:
Кроме того, некоторые торговые предприятия в стремлении снизить себестоимость продукции привлекают подрядчиков к решению ряда производственных задач. Чаще всего это автоматизация несложных работ по сборке, комплектации и упаковке товаров. Аналогичные задачи стоят и перед производителями. Гибкая, настраиваемая, модульная система с возможностью наращивания, разработанная для крупного торгового предприятия, может служить ядром для создания системы автоматизированного управления крупным промышленным предприятием. Конечно, замечательно, когда система автоматизирует выполнение всех функций производственного предприятия, в частности, поддерживает управление самим процессом производства. Но не стоит ожидать, что готовое решение будет "подано на блюдечке". Внедрение любой системы, в том числе и западной, - процесс довольно сложный, и никогда не удается обойтись лишь небольшим изменением настроек. С другой стороны, ситуация, когда задача автоматизации производственного процесса уже неплохо решена силами собственных специалистов заказчика, довольно типична, и в этом случае ломать налаженный технологический процесс представляется нецелесообразным.
Итак, обобщая сказанное, можно говорить о том, что заказчик имеет два пути:
Еще раз отметим, что приведенные в статье выводы носят общий характер. Обычно при выборе конкретной системы, прежде всего обращают внимание на ее функциональность. На наш взгляд, необходимо подвергнуть анализу и некоторые другие, ничуть не менее важные критерии. Пройдемся кратко по каждому из них.
На вопрос, является ли ваша система интегрированной, часто можно услышать ответ: "конечно, ведь все модули работают с общими данными". Это, конечно, необходимо. Но - никак не достаточно! Также очень важно, чтобы:
Каковы современные требования к СУБД, используемой для разработки корпоративной информационной системы? Желательны: переносимость на различные операционные системы (DOS, Windows, UNIX и др.); работа с большими объемами баз данных (сотни гигабайт); простота администрирования; реализация технологии "клиент-сервер", наличие всех необходимых средств разработки. Приходится, конечно, заботиться и о стоимости - как сервера, так и рабочих мест.
Такая возможность для системы автоматизации управления и деятельности на предприятии очень важна. Отдельные филиалы, площадки или просто рабочие места могут оказаться не соединенными напрямую линиями связи. Читателю это знакомо? А как насчет возможности организовать мобильное рабочее место, например, для руководителя или коммерческого представителя? Следует поинтересоваться, какими возможностями в этом плане обладает рассматриваемая система. Поверьте нашему опыту: создание продукта, автоматизирующего работу с распределенными данными, требует совершенно отдельной технологии разработки, а также включения в комплекс специальной подсистемы, позволяющей управлять "многосетевой" работой корпоративной системы.
Важно, чтобы система не оказалась "вещью в себе", могла эксплуатироваться долго и сопровождаться собственными силами. Для этого разработчик должен предоставлять заказчику техническую документацию (не руководства пользователей - это само собой, а пособия для разработчиков и модели данных), исходные тексты программных модулей и, конечно, проводить консультации для разработчиков и администраторов.
Оценивая технические характеристики, не надо забывать о том, что внедрение любой сложной системы - процесс довольно длительный и трудоемкий. Успех определяется во многом тем, с кем заказчик собирается "плыть в одной лодке" к намеченной цели. Здесь мы полностью согласны с утверждением, что какой бы хорошей ни была выбранная система автоматизации управления и деятельности на предприятии, она всего лишь инструмент; результат же полностью зависит от людей, которым предстоит применять этот инструмент. В аналитических публикациях на эту тему можно найти перечень качеств, которыми должен обладать коллектив, чтобы стать "командой", способной конструктивно решать поставленные при создании корпоративной системы задачи.
Но как определить, обладает ли этими качествами потенциальный подрядчик? Мы рекомендуем обратить внимание на такие "внешние" признаки:
Дополнительная информация
INTERFACE Ltd. |
|