СТАТЬЯ | 13.08.02 |
© Лев Звонарев , Евгений Корзун Однако определенное количество желающих все же нашлось, и работа началась. Несмотря на довольно большие затраты на внедрение этих систем, на сегодня можно констатировать, что, во-первых, полнофункционально внедренных ЕRР систем на сегодня в России нет, во-вторых, есть более или менее удачно функционирующие отдельные модули ЕRР систем, и, в-третьих, сложился широкий спектр мнений хозяйственных руководителей и специалистов о полезности внедрения западных ЕRР систем в России - от полного отрицания эффективности этого направления до фанатической приверженности.
Данная статья является попыткой разобраться в некоторых аспектах проблемы.
Проблемы полнофункционального внедрения ЕRP-систем
Основной проблемой, на наш взгляд, является несоответствие "идеологии" зарубежных ЕRР-систем и существующего в России внутрихозяйственного механизма предприятий. В прошлом все более или менее успешные попытки внедрения на предприятиях автоматизированных систем управления (АСУ) сводились к автоматизации отдельных управленческих функций, что давало некоторый положительный функциональный результат, но никогда не было связано с коренным преобразованием внутрихозяйственного механизма. Внутрихозяйственный организм был принципиально порожден действующей тогда системой хозяйствования под себя, и был незыблем. Более того, будучи вложен в разработанные тогда системы управления, он невольно продолжает воспроизводить прежние внутрихозяйственные отношения и сейчас, в процессе действия этих систем. Под внутрихозяйственным механизмом здесь надо понимать единство систем оплаты труда, планирования и организации основного и вспомогательного производства, материально-технического обеспечения производства, сбыта готовой продукции, бухгалтерского учета и отчетности в фискальные органы. Для многих предприятий этот механизм в принципе остался неизменным с "советского" периода. Связано это, скорее всего, с инерцией мышления всех участников хозяйственной деятельности.
Наиболее консервативным элементом во внутрихозяйственном механизме является система оплаты труда, сдерживающая изменение других элементов системы. Полнофункциональная ЕRP-система в значительной степени направлена на снижение себестоимости получаемой продукции. Это достигается в ней за счет использования механизма детального учета прямых затрат в основном производстве с выделением из них непроизводительных затрат.
Для обеспечения эффективности управления "под ERP" предполагается, что действующая форма оплаты труда должна стимулировать работников на снижение непроизводительных затрат. В практике российских предприятий подобные механизмы отсутствуют. Действенной практики стимулирования снижения непроизводительных затрат нет. Для российских предприятий характерно оставшееся с советских времен премирование за выполнение производственной программы (месячной или квартальной). Отход от этого сложившегося стереотипа и переход к иным системам оплаты труда, несмотря на его логическую оправданность, есть ломка сложившегося внутрихозяйственного механизма и болезненно воспринимается в организации. Подобная ломка должна быть очень тщательно подготовлена методически.
Однако следует отметить, что описания на русском языке эффективного внутрихозяйственного механизма, соответствующего управленческим стандартам западных предприятий, для российских хозяйственников нет. Изобретать каждому свой собственный механизм - неэффективно, поскольку это не та область деятельности, где можно безболезненно экспериментировать (хотя некоторые руководители ровно так и делают).
Западные ЕRP-системы по своей идеологии являются системами, не предназначенными для ведения двух разных бухгалтерских учетов - один для себя и еще один для налоговой инспекции. Наше налоговое законодательство привело к тому, что на предприятии либо существуют два, описанных выше учета, либо один - но предназначенный для налоговой службы и не отвечающий на те вопросы, на которые должен отвечать управленческий бухгалтерский учет "для себя". Поскольку одной из реальных целей, достигаемых в ходе внедрения ERP-системы, является именно учет "для себя", то "недружественность" нашей хозяйственной системы с западными ERP системами становится очевидной. Преодолеть эту "недружественность" можно разными путями, например, совершенствованием Российской хозяйственной и налоговой систем в сторону западных стандартов, или сознательным решением заказчика о ведении двух учетов: в ERP-системе для себя и другими средствами (типа 1С-бухгалтерия или аналогичным) - для налоговой инспекции. Это решение имеет свою цену: дополнительные затраты на второй учет плюс стоимость сопряжения и параллельного обслуживания двух применяемых программных средств.
Западные ЕRP-системы поддерживают бухгалтерский учет в соответствии с требованиями ГААП. Российская бухгалтерия имеет ряд отличий от бухгалтерского учета, основанного на этих требованиях. Для реализации российских правил бухгалтерского учета, обычно при локализации модуля "Финансы", выполняются доработки, позволяющие пользователям работать по российским правилам. Одновременно при этом выполняются доработки по приведению используемых учетных и бухгалтерских документов к виду, предусмотренному российскими стандартами. Если доработки выполнены грамотно, то особых сложностей это различие обычно не вызывает.
Модуль расчета зарплаты часто не поставляется вместе с ERP-системой. Считается, что расчет зарплаты в России настолько специфичен, что требует разработки именно российского модуля. Мы уже говорили о том, что система оплаты труда - наиболее консервативный элемент, доставшийся нам в наследство от "советского периода". Он действительно требует изменения, чтобы отвечать существующим реалиям в производстве. Кто-то на свой страх и риск поменял его. Большинство предприятий по инерции продолжает соблюдать принципы, заложенные еще в тридцатые годы прошлого века. Ясно сформулированной на русском языке современной системы оплаты труда для промышленного предприятия, стыкующейся с западными ERP-системами, пока нет. На практике, как правило, используется российской расчет зарплаты (в самостоятельной системе, функционирующей отдельно от ERP-системы). В лучшем случае из системы расчета зарплаты итоговые данные передаются в главную книгу ERP-системы.
Порочность существующей ситуации в том, что без учета прямых затрат, в том числе прямых затрат на заработную плату, не существует полноценной ERP-системы. Значит какой-то вариант модуля зарплаты, стыкующийся с модулем "Производство", и дающий расчет прямых затрат труда на выполнение производственных заказов, должен существовать в ERP-системе, претендующей на полнофункциональность в России. На сегодня этот вопрос в известных нам ERP-системах не решен.
Для многих предприятий в России важно конструкторскую и технологическую документацию выпускать в требованиях стандартов ЕСКД и ЕСТД. Западные ERP-системы эти стандарты не поддерживают. Это приводит к необходимости либо готовить конструкторскую и технологическую документацию в некоторой другой автоматизированной системе (информационной подготовки производства) и разрабатывать механизмы стыковки применяемых систем, либо попытаться доработать западную систему таким образом, чтобы получить документацию в требованиях ЕСКД и ЕСТД. В обоих случаях это сопровождается дополнительными затратами.
Хочу ERP- систему... Но что это - не знаю...
Обычно до заключения договора на выполнение работ по внедрению ERP системы происходит следующее. На основании своего предшествующего опыта, информации от фирм, занимающихся внедрением, или других источников информации в недрах Заказчика (Руководство или подразделения АСУ) возникает желание улучшить свою систему управления с помощью внедрения ERP-системы. Далее, создается группа из специалистов Заказчика для более подробного изучения проблемы, довольно скоро эта группа убеждается, что информации слишком много и она слишком сложна для того, чтобы быстро разобраться в ней собственными силами. Фирмам, занимающимся выполнением работ по внедрению, предлагается дать коммерческие предложения на внедрение продукта, которым они располагают (на основе весьма скудных сведений об объекте автоматизации и целях Заказчика). Сравнение характеристик полученных коммерческих предложений убеждает Заказчика в том, что разброс цен и сроков внедрения велик, а уверенности в их полезности и выполнимости нет. Принятие решения о внедрении затягивается. В некоторых случаях Заказчик приходит к решению о необходимости проведения конкурса среди внедряющих организаций, предлагая им разработать и продемонстрировать некоторую часть будущей системы. При этом ни цели системы, ни критерии оценки проектов заранее не определены. В этих условиях вендор приносит то, что он умеет, а не то, что действительно необходимо предприятию. Заканчивается преддоговорная работа заключением договора на внедрение
Общим для всех этих этапов является отсутствие у Заказчика как осознания своих действительных целей, так и представления о путях их достижения. Доказательством тому является то обстоятельство, что в подавляющем большинстве случаев составление Технического задания на разрабатываемую систему, в котором и фиксируются цели системы и пути их достижения, осуществляется разработчиком в ходе выполнения работ по проекту, а значит уже после заключения договора. Состав необходимого комплекса технических средств (КТС) определяется на стадии разработки ТЗ. Значит, объем финансирования на создание КТС тоже становится известным уже после подписания договора на внедрение. Может ли Заказчик по своим условиям финансирования создать КТС к срокам, которые предусмотрены в договоре на внедрение? Если нет, то только что начавшийся договор уже необходимо пересматривать по графику работ и, иногда, существенно. Отсюда следует, что на момент подписания договора по существующему стереотипу процедуры его подготовки. Заказчик еще точно не знает: Перечисленное показывает, что сложившийся стереотип процедуры подготовки к заключению договора необходимо менять.
Предложения по организации работ на предпроектной стадии
Первый этап - формулирование целей внедрения и формирование ПРОГРАММЫ работ по автоматизации системы управления предприятием.
Этот этап должен состоять из следующих, последовательно выполняемых работ:
Второй этап - подготовка технических заданий на первоочередные работы ПРОГРАММЫ работ по автоматизации системы управления предприятием. Этот этап работ можно выполнять как собственными специалистами (что дешевле), так и сторонними специализированными организациями. Все зависит от наличия на предприятии специалистов необходимого уровня. Оценка уровня собственных специалистов может быть проведена руководителем предприятия по качеству и степени проработанности Технического задания, выполненного ими на одну из первоочередных работ программы по автоматизации системы управления предприятием.
Третий этап - фирмам, занимающимся выполнением работ по внедрению, предлагается составить собственные коммерческие предложения на внедрение продукта, которым они владеют, на основе предоставленной им информации по результатам первого и второго этапов подготовки. Считаем, что самостоятельное освоение предприятием западных ERP-систем нерационально и приведет к значительному увеличению сроков внедрения. Первоначальное освоение этих систем должно идти с помощью консультантов специализированной организации.
Четвертый этап - анализ представленных предложений и выбор базовой системы и исполнителя.
Важно грамотно провести первый этап. Если он пройдет успешно, то последующие, скорее всего, также будут исполнены грамотно. Как правило, у Заказчика нет команды, способной грамотно выполнить первый этап, поэтому и сложилась нынешняя ситуация с организацией работ по внедрению ERP-систем.
Соблюдение предлагаемой этапности выполнения работ на преддоговорной стадии позволит помочь заказчику правильно сформировать стратегию автоматизации системы управления предприятием, согласованную с общей программой развития предприятия, понизить риск нерационального расходования средств на эти цели, а также подготовить грамотное техническое задание на первоочередные этапы совершенствования системы управления предприятием для обсуждения с возможными исполнителями и заключения договора на внедрение и своевременно начать подготовку своей команды внедрения.
Формирование команды внедрения заказчика
Правильное понимание целей внедрения и правильная организация преддоговорной работы необходимые, но не единственные условия для успешного внедрения ERP-системы. Заказчику необходима собственная команда внедрения, которая: Необходимо особо отметить, что попытка переложить часть этих работ на внедряющую организацию приводит к неготовности команды заказчика обеспечить грамотную промышленную эксплуатацию принятых комплексов задач. Кроме того, это еще и удорожает внедрение (так как услуги внедряющей организации не бесплатны, а консультант, как правило, дороже собственного сотрудника). Большинству российских предприятий необходимо предварительно создавать подобную команду, на что требуется время и деньги. Для руководителя предприятия важно самому понимать степень компетентности своей команды внедрения. Команда внедрения Заказчика - естественное место подготовки будущего руководящего состава предприятия.
Требования к специалистам в организации, внедряющей ERP-системы:
Для успешного ведения работ по созданию ERP системы во внедряющей организации должны быть два вида специалистов:
Необходимость в перечисленных видах специалистов следует из логики вышеизложенного материала.
Из сказанного можно сформулировать следующие выводы:
Для организаций - заказчиков:
Выполнение перечисленного возможно только при активном участии в проведении работ на всех стадиях, начиная с формулирования целей внедрения, руководителя организации; Для организаций, занимающихся внедрением ERP-системы:
Для организаций, сопровождающих лицензионные ERP-системы:
Для аудиторских фирм и фирм - консультантов по управлению и организационному развитию:
Статья была опубликована на сайте CNews.ru
Три-четыре года назад в России довольно интенсивно стали открываться представительства западных компаний - разработчиков ЕRР-систем. Собственных разработок такого класса у нас еще не было. В то время считалось, что внедрение системы такого типа (SAP/R3, BAAN, Oracle Application и т.д.) разом решит все проблемы управления и очень хорошо скажется на экономических показателях деятельности предприятия. Главное же - просто выбрать подходящую для этого предприятия систему. Тогда цены на программное обеспечение были по карману далеко не каждому предприятию, а после финансового кризиса 1998 года они стали практически недоступными многим предприятиям.
Первый этап заканчивается принятием одного из вариантов программы и созданием команды внедрения предприятия. Этот этап необходимо выполнять с привлечением высококвалифицированных консультантов. Принимается стратегическое решение, и ошибки его наиболее дорогостоящие. Важной задачей консультантов на первом этапе работ, помимо выполнения работ этого этапа, является создание понимания у руководителя предприятия и руководителя команды внедрения действительных возможностей ERP-системы.
Необходимость такой команды следует из задач, которые ей предстоит выполнить:
Отправить ссылку на страницу по e-mail
Обсудить на форуме
Interface Ltd. Отправить E-Mail http://www.interface.ru |
|
Ваши замечания и предложения отправляйте автору По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру Документ опубликован: 13.08.02 |