СТАТЬЯ | 31.01.01 |
Несмотря на расхождение в содержании стратегии развития бизнеса и информатизации, они обращены к одним и тем же вопросам: определение целей, приоритетов, методов и организации деятельности корпорации, эффективность которой должна поддаваться измерению. Стратегия информатизации не должна смешиваться с ее планированием, которое подчинено стратегии - она интегрирует видение бизнеса и технологические тенденции.
Стратегическое видение бизнеса включает понимание миссии компании, рыночных и отраслевых тенденций, осознание собственных сильных сторон и слабостей и, в конечном счете, определение финансовых целей.
К технологическим тенденциям относятся совершенствование коммуникаций, интеллектуализация продукции и необходимость упрощения ее использования.
Ответственность за стратегию информатизации лежит на высшем руководстве. Более того, стратегия информатизации должна развиваться, анализироваться и контролироваться высшим руководством. Только ее планирование и реализация относятся к компетенции руководителей департаментов информатизации.
Сам процесс разработки стратегии информатизации, в который вовлечены высшее руководство и специалисты, должен быть нацелен на поиск ясных ответов на следующие вопросы:
· Как определена стратегия бизнеса?
· Каково текущее состояние ИТ?
· Поддерживают ли они стратегию бизнеса?
· Адекватны ли использующиеся продукты?
· Адекватна ли технологическая архитектура?
· Достаточна ли квалификация персонала?
· Насколько корректны имеющиеся инициативы?
К этой последовательности вопросов необходимо периодически возвращаться по мере реализации выбранной стратегии, которую следует воспринимать как динамически развивающуюся концепцию.
Исследование показало, что современный процесс принятия стратегических решений все в большей степени включает фактор информатизации. Вес этого фактора варьируется в зависимости от отрасли, но можно с уверенностью констатировать фундаментальный сдвиг, результатом которого стали следующие
основные тенденции:
· Спрос на информационные услуги растет и приобретает специфический оттенок. Клиенты нуждаются во все более усложняющихся решениях, отвечающих растущим требованиям рынков, на которых они оперируют.
· Объемы затрат на информатизацию внутренних ресурсов реально осознаются высшим руководством, что усиливает тенденцию использования услуг внешних консультантов и системных интеграторов.
· Инвестиции в информатизацию опережают темпы роста объемов продаж. Инвестиции ведущих российских компаний за последние пять лет выросли на 65% и составляют около трети общего объема капитальных вложений.
· Важнейшими корпоративными целями развития информационных технологий становятся: повышение производительности, проникновение на новые рынки, внедрение новых продуктов и услуг, сокращение затрат, улучшение качества обслуживания, совершенствование внутренних операций.
91% высших руководителей убежден, что инвестиции в информатизацию помогают им лучше осознать глобальные корпоративные цели и задачи. Две трети руководителей в ближайшие три года рассчитывают увеличить инвестиции в информационные технологии. Несмотря на то, что отдачу от инвестиций в
информатизацию чрезвычайно трудно измерить, 74% руководителей удовлетворенны уровнем этой отдачи.
Большинство проектов в настоящее время инициируется руководителями функциональных подразделений и в заметной степени высшим руководством. Еще пять лет назад более 90% проектов инициировались самими специалистами в области информационных технологий, а ныне лишь 37% всех проектов генерируют департаменты информатизации. Это еще раз доказывает качественное изменение роли информационных технологий в развитии бизнеса.
Описанные тенденции в сфере информационных технологий являются прямым следствием осознания руководителями необходимости реструктуризации основной деятельности компаний - реструктуризации всех деловых процессов. За последние пять лет 91% фирм в той или иной степени прошли через этот болезненный процесс.
С точки зрения высшего руководства, реструктуризация прежде всего движима необходимостью глобализации деятельности - компании, ориентирующиеся только на "домашний" рынок, не смогут сохранить конкурентоспособность. В свою очередь, одним из наиболее эффективных инструментов глобализации является расширение бизнеса путем слияний и альянсов. Таким образом, глобализация
порождает новые требования к изменению структуры информационных технологий. Ставится задача адаптации и совмещения систем, обеспечивающих ранее деятельность независимых фирм.
Реструктуризация обнаруживает и свои сложности. Это проблемы психологического климата, обучения персонала, организации процессов, изменения корпоративной культуры и внедрения информационных систем, адекватных новой архитектуре бизнеса.
Руководители признают критическую важность трансформации информационных систем в процессе реструктуризации бизнеса и считают, что их непосредственное участие в процессе является фактором номер один для конечного успеха. Это становится более понятным, если учесть, что лишь высшие руководители обладают реальными возможностями следовать золотым правилам реструктуризации:
1. Свежий взгляд на собственную компанию
2. Нет святых коров
3. Нужны перемены
4. Узнай опыт других
Проблема состоит в необходимости осознания и признания целесообразности следовать этим правилам.
Отправить ссылку на страницу по e-mail
Обсудить на форуме
Interface Ltd.Отправить E-Mail http://www.interface.ru |
|
Ваши замечания и предложения отправляйте автору По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру Документ опубликован: 31.01.01 |