Вы находитесь на страницах старой версии сайта.
Переходите на новую версию Interface.Ru

Кривое зеркало ERP

© Сергей Новиков
Статья опубликована в RM Magazine, №6 2005

Российскому рынку бизнес-приложений присущи свои мифы и заблуждения, которые, зачастую, осложняют выбор оптимальной информационной системы. Эта статья преследует цель развеять основные заблуждения и предложить "методы борьбы" с ними.

Заблуждение 1: "ERP и корпоративная информационная система - одно и то же"

Корни этого мифа в том, что ERP не является стандартом. Соответственно, отсутствует общепринятый набор критериев, которым должна соответствовать система этого класса. Понятие "ERP-система" становится тождественным любой "интегрированной системе управления". При этом широта охватываемых бизнес-процессов и глубина их проработки отходят на второй план. Как следствие, при сравнении в один ряд ставятся решения, кардинально отличающиеся по уровню возможностей, цене и сложности внедрения.

Метод борьбы с заблуждением: поставщики полнофункциональных систем, такие как SAP, Oracle, IFS и Intentia, все реже называют свои решения "ERP". Вместо этого звучит термин "комплекс бизнес-приложений" (business suite). Такие комплексы давно вышли за рамки ERP. Скажем, в системе IFS Applications можно найти поддержку целого ряда концепций:

Аналогичные наборы возможностей предлагают системы компаний SAP и Oracle. Очевидно, что многим предприятиям требуется больше, чем ERP-система.

Заблуждение 2: "Дешевле та система, у которой ниже стоимость лицензий"

Это заблуждение по-человечески понятно. Узнать цену лицензий проще, чем рассчитать совокупные затраты на проект с учетом стоимости обучения, консалтинга, доработок, техподдежки, "железа" и задействуемых внутренних ресурсов. Между тем известно, что стоимость консультантов по разным системам отличается в разы. Аппаратные требования систем-"монстров" выше, чем простых. Различается и объем работ по доработке и внедрению. Системы-конструкторы, такие как Axapta, могут требовать продолжительного дописывания отсутствующей функциональности. Полнофункциональные же системы, такие как mySAP Business Suite, располагают широкой функциональностью и требуют настройки, стоимость которой напрямую зависит от простоты системы и удобства ее средств конфигурирования. Ряд разработчиков бизнес-приложений (Oracle, Microsoft, Epicor, SSA Global) готовит на смену нескольким своим системам единые системы нового поколения на новой же технологической платформе. В случае, если техподдержка старых систем будет продолжаться менее 10 лет, следует учесть возможные затраты по миграции. В общем, только цены лицензий для сравнения систем по ценовому критерию недостаточно.

Метод борьбы: использование показателя TCO (совокупная стоимость владения), который рассчитывается как сумма всех расходов на систему в длительной перспективе (минимум 10 лет).

Проиллюстрируем это на примере.

APW, международная приборостроительная корпорация, росла за счет поглощений. К 1999 году на 44 ее предприятиях использовались 20 различных систем управления. Они были дороги в поддержке и не обеспечивали единых стандартов работы и взаимодействия с клиентами. При выборе альтернативы - единой интегрированной системы - одним из ключевых параметров сравнения была совокупная стоимость владения. Как поясняет Деннис Бидерман, вице-президент APW по IT: "Наш выбор был сделан в пользу IFS Applications. Мы рассчитали TCO для отобранных систем, и оказалось, что выбор другой системы обошелся бы нам на 23%-35% дороже". Цена ошибки - от 18 млн долларов. Именно столько в 10-летней перспективе составляли 23%. Расчеты показали, что если бы APW решила консолидировать свои наследуемые системы до 4-5 различных систем, TCO была бы выше на 61% (рис.1). Не меньше впечатляет и рис.2. На нем показаны расходы на сопровождение ИТ-систем в 10-летней перспективе. Если бы корпорация оставила все 20 использовавшихся систем, их поддержка стоила бы в 6 раз больше, чем выбранной в итоге ERP-системы (рис.2).

Рис.1. Сравнение TCO в APW (при условии нулевой инфляции)

Рис.1. Сравнение TCO в APW (при условии нулевой инфляции)

Рис.2. Оценка расходов на ИТ-поддержку систем в APW

Рис.2. Оценка расходов на ИТ-поддержку систем в APW

Заблуждение 3: "Выбор системы по всем правилам - дорого, досконально, долго"

Действительно, приглашение на тендер нескольких десятков игроков, их сравнение по сотням технических требований, многочисленные презентации и демонстрации - все это достаточно утомительные процедуры.

Метод борьбы: зарубежные аналитики, в частности Gartner Group, рекомендуют ряд подходов к выбору информационной системы, доказавших свою эффективность. У каждого из них есть свои плюсы и минусы, соответственно вам следует выбрать наиболее оптимальный для вашего предприятия.

Заблуждение 4: "Магия имени"

Известная система еще не гарантирует, что проект будет успешным. Она может не подходить именно вашему предприятию, не поддерживать будущие направления развития бизнеса, оказаться слишком дорогой и тяжеловесной во внедрении и в интеграции, монолитной и неспособной к пошаговому развертыванию. Даже после внедрения вы можете столкнуться с саботажем ее использования сотрудниками, если она окажется сложной, неудобной или требующей большого числа действий для осуществления операций.

Метод борьбы: постараться при выборе системы абстрагироваться от того, как часто она мелькает в рекламе или в статьях, и обратить внимание на такие параметры, как:

Избегать стоит и "магии имени" системного интегратора (или партнера по внедрению). Стоит выяснить, насколько успешны были его аналогичные проекты. Заинтересован ли он в успехе проекта даже ценой траты собственных ресурсов или готов выполнить только минимально необходимые по контракту работы при условии своевременной оплаты? Дополнительная осторожность и спокойное отношение к чужой известности здесь вам также пригодятся.

Желаем правильного выбора и успешного внедрения!

За дополнительной информацией обращайтесь в компанию Interface Ltd.

Обсудить на форуме

Рекомендовать страницу

INTERFACE Ltd.
Телефон/Факс: +7 (495) 925-0049
Отправить E-Mail
http://www.interface.ru
Rambler's Top100
Ваши замечания и предложения отправляйте редактору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Дата публикации: 09.02.06