© Ашот Оганесян
Статья была опубликована на сайте www.cnews.ru
За широко растиражированными ИТ-аббревиатурами зачастую кроется лишь грамотная маркетинговая работа крупнейших аналитических агентств, которые сами и вводят их в обиход. Вскоре после этого появляются и поставщики новых решений, в качестве которых, порой, выступают все те же хорошо знакомые по прежним разработкам вендоры.
Термин ERP сегодня известен каждому, чья деятельность так или иначе связана с информационными технологиями. Вместе с тем немногие знают, что столь привычная сегодня аббревиатура была введена в 1990 году аналитическим агентством Gartner. Дальнейшее развитие ERP было стремительным – спустя непродолжительное время термин появился в исследовательских отчетах, начал встречаться в тематических СМИ. Вскоре после появления аббревиатуры крупнейшие разработчики АСУ, такие как Oracle, SAP, Baan и J.D. Edwards, стали позиционировать себя как поставщики ERP-решений.
Пик развития ERP приходится на 2000 год, что обусловлено возникновением пресловутой "проблемы 2000». Всевозможные "заплатки для спасения бизнеса" устанавливаются вне зависимости от их стоимости. Но рубеж веков благополучно минует и самоликвидации компьютерного мира не происходит. Разочарование CIO, активно "спасавших бизнес" весь предыдущий год, помноженное на голоса противников ERP жестоко ударяет по поставщикам ERP. Но аналитические агентства и здесь приходят на помощь: "по данным Gartner, до 70% компаний, внедривших ERP-системы, не достигли поставленных целей".
Падение ERP продолжается весь 2001 год. Поставщики решений открещиваются от аббревиатуры, как от дурной репутации, и на их сайтах все реже встречаются эти три буквы. Выйти из кризиса разработчики пытаются, предлагая рынку новые решения с несколько расширенной функциональностью. На это незамедлительно реагируют аналитики, и мир информационных технологий встречает новый термин – ERP II. Предполагается, что новоявленный класс решений будет базироваться на ERP, но дополнит его другими функциями. "Побитый" ERP обретает второе дыхание, а аналитики – поле для активной деятельности.
Любопытно другое. За полтора десятка лет существования термина ERP так и не появилось четкого набора параметров, характеризующих такие системы. Последним прописанным стандартом ИТ-решений был MRP II, разработанный в США и поддерживаемый американским обществом по контролю за производством и запасами - APICS. Что же такое ERP-система и чем она отличается от MRP II, затрудняются сказать даже сами игроки рынка. Некоторые делают упор на наличие клиенториентированного решения в составе ERP – так называемой, CRM-системы. Но, в то же время, многие продукты, позиционируемые поставщиками как ERP, не содержат CRM по умолчанию. Таким образом, вопрос, по каким именно признакам причислять систему к классу ERP, остается открытым.
ERP по-прежнему остается неким эфемерным понятием, не имеющим под собой четкой методологии и принятого набора характеристик. Это дает определенную свободу всем игрокам рынка, от разработчиков до аналитических агентств, и одновременно вносит в него сумбур. После появления термина ERP трехзначные аббревиатуры начали множиться с невероятной скоростью: СRM, SCM, SRM, ERM, EDI… И сразу же рождались отдельные рынки, соответствующие конкретными аббревиатурам.
Отсутствие единой методологии и классификации ИТ-решений позволяет существовать многим аналитическим агентствам: они регулярно получают заказы на исследования ими же самими выдуманных рынков. В результате возникает информационный хаос, порождающий немало фантомов со своими приверженцами и противниками. Миф о всемогуществе ERP существует до сих пор, просто в несколько иной форме: без громогласных заявлений, но опираясь на результаты исследований все тех же аналитических агентств. Утверждение: "крупному и среднему (а вообще и малому) бизнесу в условиях жесткой конкуренции выжить без ERP просто невозможно" активно лоббируется, и сомневающихся в нем становится все меньше. А из беседы с реальными заказчиками можно нередко услышать обратное. Так, заместитель председателя и директор департамента информационных систем Центрального банка Михаил Сенаторов утверждает, что перед ЦБ не стоит задача покрыть все ИТ-решения единым ERP-покрывалом. Имеется собственная система учета зарплаты и кадров, бухгалтерские приложения, ПО для бюджетирования, внутрихозяйственный учет реализован на базе 1С.
Впрочем, как известно, у любой медали две стороны. Действительно, аналитические агентства аккуратно и незаметно подменили науку маркетингом и даже вышли на промышленный уровень штамповки аналитиков и исследовательских отчетов. Плохо это или хорошо? Однозначно плохо с точки зрения царящего информационного хаоса и, зачастую, сомнительных результатов исследований таких же сомнительных рынков. Поразительно другое. Это работает. Аналитические отчеты раскупаются, разработчики нередко следуют рекомендациям агентств, CIO принимают решения о поставках тех или иных продуктов на основании их заключений. Консалтинговые компании процветают. Увы, редко кто задумывается о том, что в подобных условиях консультанту достаточно легко профессионально составить анкету таким образом, что "по результатам проведенного исследования максимально отвечающим потребностям заказчика представляется решение ХХХ компании YYY", где ХХХ и YYY – переменные, заданные особенностями бизнеса конкретной консалтинговой конторы.
Вторая сторона медали оказывается намного пригляднее. Здесь стоит отметить тот факт, что все первоначальные термины и аббревиатуры "вышли из науки" – из трудов в области теории автоматического управления, теории оптимизации и др. Как уже было упомянуто, рождение новых терминов обычно сопряжено с выпуском каким-либо крупным поставщиком ИТ-решений продукта с расширенной функциональностью. Привязать новую систему к старой классификации по достижению некоей критической массы решений с подобной функциональностью не представляется возможным, и рождаются очередные три буковки. Тем не менее, первоначальный фундамент всех аббревиатур и терминов, заложенный на основе реально существующих решений, сделал свое: конкурентная борьба постоянно ужесточается и это заставляет компании улучшать свои продукты. Совершенно не исключено, что взрывной характер роста рынка информационных систем в последние два десятка лет оказался возможным именно благодаря усилиям маркетинговых агентств. Если бы их технологии не пришли в науку, развитие ИТ-рынка могло оказаться бы совсем иным.
За дополнительной информацией обращайтесь в компанию Interface Ltd.
INTERFACE Ltd. |
|