Вы находитесь на страницах старой версии сайта.
Переходите на новую версию Interface.Ru

Хорошая ИТ-аббревиатура приносит хорошие деньги

© Ашот Оганесян
Статья была опубликована на сайте www.cnews.ru

Хорошая ИТ-аббревиатура приносит хорошие деньги

За широко растиражированными ИТ-аббревиатурами зачастую кроется лишь грамотная маркетинговая работа крупнейших аналитических агентств, которые сами и вводят их в обиход. Вскоре после этого появляются и поставщики новых решений, в качестве которых, порой, выступают все те же хорошо знакомые по прежним разработкам вендоры.

Термин ERP сегодня известен каждому, чья деятельность так или иначе связана с информационными технологиями. Вместе с тем немногие знают, что столь привычная сегодня аббревиатура была введена в 1990 году аналитическим агентством Gartner. Дальнейшее развитие ERP было стремительным – спустя непродолжительное время термин появился в исследовательских отчетах, начал встречаться в тематических СМИ. Вскоре после появления аббревиатуры крупнейшие разработчики АСУ, такие как Oracle, SAP, Baan и J.D. Edwards, стали позиционировать себя как поставщики ERP-решений.

Два дыхания ERP

Пик развития ERP приходится на 2000 год, что обусловлено возникновением пресловутой "проблемы 2000». Всевозможные "заплатки для спасения бизнеса" устанавливаются вне зависимости от их стоимости. Но рубеж веков благополучно минует и самоликвидации компьютерного мира не происходит. Разочарование CIO, активно "спасавших бизнес" весь предыдущий год, помноженное на голоса противников ERP жестоко ударяет по поставщикам ERP. Но аналитические агентства и здесь приходят на помощь: "по данным Gartner, до 70% компаний, внедривших ERP-системы, не достигли поставленных целей".

Падение ERP продолжается весь 2001 год. Поставщики решений открещиваются от аббревиатуры, как от дурной репутации, и на их сайтах все реже встречаются эти три буквы. Выйти из кризиса разработчики пытаются, предлагая рынку новые решения с несколько расширенной функциональностью. На это незамедлительно реагируют аналитики, и мир информационных технологий встречает новый термин – ERP II. Предполагается, что новоявленный класс решений будет базироваться на ERP, но дополнит его другими функциями. "Побитый" ERP обретает второе дыхание, а аналитики – поле для активной деятельности.

Соблюдая формальность

Любопытно другое. За полтора десятка лет существования термина ERP так и не появилось четкого набора параметров, характеризующих такие системы. Последним прописанным стандартом ИТ-решений был MRP II, разработанный в США и поддерживаемый американским обществом по контролю за производством и запасами - APICS. Что же такое ERP-система и чем она отличается от MRP II, затрудняются сказать даже сами игроки рынка. Некоторые делают упор на наличие клиенториентированного решения в составе ERP – так называемой, CRM-системы. Но, в то же время, многие продукты, позиционируемые поставщиками как ERP, не содержат CRM по умолчанию. Таким образом, вопрос, по каким именно признакам причислять систему к классу ERP, остается открытым.

Хлеб для аналитиков

ERP по-прежнему остается неким эфемерным понятием, не имеющим под собой четкой методологии и принятого набора характеристик. Это дает определенную свободу всем игрокам рынка, от разработчиков до аналитических агентств, и одновременно вносит в него сумбур. После появления термина ERP трехзначные аббревиатуры начали множиться с невероятной скоростью: СRM, SCM, SRM, ERM, EDI… И сразу же рождались отдельные рынки, соответствующие конкретными аббревиатурам.

Отсутствие единой методологии и классификации ИТ-решений позволяет существовать многим аналитическим агентствам: они регулярно получают заказы на исследования ими же самими выдуманных рынков. В результате возникает информационный хаос, порождающий немало фантомов со своими приверженцами и противниками. Миф о всемогуществе ERP существует до сих пор, просто в несколько иной форме: без громогласных заявлений, но опираясь на результаты исследований все тех же аналитических агентств. Утверждение: "крупному и среднему (а вообще и малому) бизнесу в условиях жесткой конкуренции выжить без ERP просто невозможно" активно лоббируется, и сомневающихся в нем становится все меньше. А из беседы с реальными заказчиками можно нередко услышать обратное. Так, заместитель председателя и директор департамента информационных систем Центрального банка Михаил Сенаторов утверждает, что перед ЦБ не стоит задача покрыть все ИТ-решения единым ERP-покрывалом. Имеется собственная система учета зарплаты и кадров, бухгалтерские приложения, ПО для бюджетирования, внутрихозяйственный учет реализован на базе 1С.

Нет худа без добра

Впрочем, как известно, у любой медали две стороны. Действительно, аналитические агентства аккуратно и незаметно подменили науку маркетингом и даже вышли на промышленный уровень штамповки аналитиков и исследовательских отчетов. Плохо это или хорошо? Однозначно плохо с точки зрения царящего информационного хаоса и, зачастую, сомнительных результатов исследований таких же сомнительных рынков. Поразительно другое. Это работает. Аналитические отчеты раскупаются, разработчики нередко следуют рекомендациям агентств, CIO принимают решения о поставках тех или иных продуктов на основании их заключений. Консалтинговые компании процветают. Увы, редко кто задумывается о том, что в подобных условиях консультанту достаточно легко профессионально составить анкету таким образом, что "по результатам проведенного исследования максимально отвечающим потребностям заказчика представляется решение ХХХ компании YYY", где ХХХ и YYY – переменные, заданные особенностями бизнеса конкретной консалтинговой конторы.

Вторая сторона медали оказывается намного пригляднее. Здесь стоит отметить тот факт, что все первоначальные термины и аббревиатуры "вышли из науки" – из трудов в области теории автоматического управления, теории оптимизации и др. Как уже было упомянуто, рождение новых терминов обычно сопряжено с выпуском каким-либо крупным поставщиком ИТ-решений продукта с расширенной функциональностью. Привязать новую систему к старой классификации по достижению некоей критической массы решений с подобной функциональностью не представляется возможным, и рождаются очередные три буковки. Тем не менее, первоначальный фундамент всех аббревиатур и терминов, заложенный на основе реально существующих решений, сделал свое: конкурентная борьба постоянно ужесточается и это заставляет компании улучшать свои продукты. Совершенно не исключено, что взрывной характер роста рынка информационных систем в последние два десятка лет оказался возможным именно благодаря усилиям маркетинговых агентств. Если бы их технологии не пришли в науку, развитие ИТ-рынка могло оказаться бы совсем иным.

Дополнительная информация

За дополнительной информацией обращайтесь в компанию Interface Ltd.

Обсудить на форуме

Рекомендовать страницу

INTERFACE Ltd.
Телефон/Факс: +7 (495) 925-0049
Отправить E-Mail
http://www.interface.ru
Rambler's Top100
Ваши замечания и предложения отправляйте редактору
По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру
Дата публикации: 27.02.06