КНИГА |
15.01.03
|
Методология структурного анализа и проектирования SADT (Structured Analysis & Design Technique
Дэвид А. Марка,
Клемент МакГоуэн,
Предисловие Дугласа Т. Росса
© Электронная БИБЛИОТЕКА, 1999
14.3. Изучение ближайшего контекста диаграммы
Изучив все внутренние детали диаграммы, сосредоточьтесь на их контексте, определив связи между диаграммой и ее родителем. Вы получите более глубокое понимание диаграммы, потому что граница объекта определяет, как диаграмма входит в остальную часть модели. Понять контекст диаграммы позволяет чтение: (1) блока и дуг, появляющихся на родительской диаграмме, представляющих ограничения для изучаемой диаграммы (2) ICOM-меток диаграммы, (3) связей этой диаграммы с другими блоками родительской диаграммы, (4) дополнительного к родительской диаграмме материала. Элементы этой диаграммы также читаются последовательно.
14.3.1. Чтение родительского блока и его дуг
Начните с чтения блока родительской диаграммы. Это освежит в памяти представление об общей функции диаграммы и ее взаимосвязей с остальными частями модели. Например, диаграмма ЭМЦ/АО (рис.14-1) обобщает функцию выполнить задание как процесс, который преобразует сырье и заготовки и брак в законченное или незаконченное задание в соответствии с планом выполнения задания. При этом используются станки и инструменты и иногда докладывается о статусе задания.
14.3.2. Чтение ICOM-кодов
Теперь прочтите внешние дуги диаграммы и определите их ICOM-коды. Проверьте соответствие каждого ICOM-кода одной из граничных дуг родительской диаграммы. Отметьте все несоответствия или пропуски. Таким образом вы удостоверитесь в том, что автор в процессе анализа ничего не пропустил из необходимых данных. На диаграмме ЭМЦ/А2 брак имеет ICOM-код 13, что соответствует (счет ведется сверху вниз) третьей входной дуге блока 2 на диаграмме ЭМЦ/АО.
14.3.3. Изучение связей диаграммы с ее родителем
Изучив соответствующий блок родительской диаграммы, перейдите к просмотру других блоков. Проследите каждую внешнюю дугу диаграммы до ее соприкосновения с другим блоком родительской диаграммы и разберитесь в причине соединения. Это поможет понять источники и приемники данных для рассматриваемой диаграммы. Например, брак получается из забракованного задания, а статус задания докладывается мастеру.
14.3.4. Чтение дополнительного материала родительской диаграммы
Последним прочтите дополнительный материал, относящийся к родительской диаграмме. Иногда дополнения могут привести к новому пониманию причин именно такого соединения границы объекта с другими блоками родительской диаграммы. Обычно страница глоссария для родительской диаграммы не включается в папку. Вернитесь к последней папке для родительской диаграммы и прочтите ее глоссарий, чтобы знать точные определения граничных дуг.
14.4. Уточнение места диаграммы в модели
Поняв непосредственный контекст диаграммы, посмотрите, как ее данные стыкуются с остальной частью модели. Для этого проследите потоки данных и управления от вершины модели вниз, вплоть до рассматриваемой диаграммы. Это обеспечит полное понимание диаграммы, потому что чтение сверху вниз дает возможность проследить последовательность функциональных деталей, которая привела к созданию диаграммы и указывает пути декомпозиции дуг.
Изучение того, как диаграмма входит в модель, - это итеративный процесс. Начинать нужно с диаграммы, представляющей вершину модели, и читать все диаграммы, связывающие рецензируемую диаграмму с контекстной диаграммой модели (т.е. с диаграммой А-0). Чтение сверху вниз сводится к чтению только блока, образующего контекст для следующей диаграммы в иерархии модели. Это чтение направлено на определение функции блока и взаимосвязей его дуг. Если к какой-либо из этих диаграмм прилагается дополнительный материал, его тоже следует прочесть. (По этой причине необходимо сохранять все предыдущие папки и версии диаграмм. Без них трудно быстро осуществить рецензирование и нельзя прочесть новую папку в аспекте предыдущей работы. Например, часто очень важно знать, что подверглось изменению на конкретной диаграмме.)
Рассмотрим диаграммы А-0, АО и А2 модели экспериментального механического цеха, представленные на рис. 6-1, 14-1 и 14-2. Читая эти диаграммы в указанном порядке, мы заметим, что: (1) станки и инструменты оказываются основным входом цеха с точки зрения начальника, (2) рабочий комплект, по-видимому, является единственным источником плана выполнения задания, (3) справочник стандартов качества, похоже, не оказывает никакого воздействия на процессы обработки. Страницы глоссария для диаграмм А-0 и АО объяснят природу этих объектов более подробно и, следовательно, помогут прояснить, почему диаграммы именно так описывают ситуацию.
14.5. Критическая оценка содержания диаграммы
К этому моменту процесса чтения SADT-читатель уже достаточно хорошо понимает диаграмму, ее непосредственный контекст и ее расположение в модели. Опытные читатели принимают только то, что написано на бумаге: они не добавляют своих предположений. Таким образом, их понимание целиком основано на модели и ее дополнительном материале. Теперь пришло время для конструктивной критики работы автора. Критическая оценка означает постановку вопросов к содержанию диаграммы. Читатели задают три основных типа вопросов:
Эти вопросы задают в указанном порядке с тем, чтобы вначале разрешить мелкие вопросы, а потом перейти к более глобальным. Вопросы, связанные с синтаксисом, хотя и простые, но они очень важны, потому что хорошее изложение начинается с правильного использования графического языка SADT. Вопросы о понимании диаграммы стоят на втором месте, потому что критика бесполезна, пока нет ясного понимания. Вопросы о согласии с автором занимают последнее место, как самые важные. Часто они очень сложны, требуют размышлений и разъяснении. В этой главе перечислены специальные вопросы, которые нужно задавать в процессе критической оценки. В главе 15 обсуждается оформление результатов рецензирования с помощью этих вопросов в виде письменных пронумерованных комментариев .
14.5.1. Вопросы о синтаксисе
Анализируя детали диаграммы, задавайте себе вначале следующие вопросы, особенно если вы только начинаете читать SADT-диаграммы или если автор только начинает работать с применением SADT:
Изучая непосредственный контекст диаграммы, задавайте следующие вопросы:
14.5.2. Вопросы о понимании диаграммы
Чтобы понять содержание диаграммы, нужно проследить ход событий, изложенных на ней, последовательно проверяя, как работают блоки, как и почему они влияют друг на друга и почему данные преобразуются указанным образом. Делая это, вы начинаете проверять декомпозицию. Анализируя каждый блок, спрашивайте себя:
При чтении внутренних дуг для определения основного пути потока данных, спрашивайте себя:
Разбирая ближайший контекст диаграммы, отвечайте на вопросы:
Пониманию содержания диаграммы способствует также простота изложения. Поэтому целесообразно проверять выполнение соглашений о правильном построении диаграмм. Избыточно сложная диаграмма затрудняет восприятие и, в конце концов, мешает пониманию. Изучая детали диаграммы, задавайте себе вопросы:
14.5.3. Вопросы о согласии с автором
Согласие с автором основывается на сравнении с: (1) вашим пониманием содержания диаграммы, (2) вашим пониманием того, что должна содержать диаграмма. Поэтому для решения вопроса о согласии с автором нужно провести оценку декомпозиции, цели и точки зрения диаграммы, адекватности описания, точности изображения, активизации блоков.
Чтобы оценить декомпозицию диаграммы, спросите себя:
Чтобы оценить непротиворечивость диаграммы, спросите себя:
Чтобы оценить адекватность описания, спросите:
Чтобы оценить точность представления, задайте вопросы:
Для оценки правильности активизации блоков (т.е. какова возможная последовательность их функционирования в ходе реальной работы системы) спросите себя:
И, наконец, один из самых полезных вопросов: "что нового я узнал, читая диаграмму?" Он ведет к последнему вопросу: "стоило ли читать диаграмму?". При положительном ответе, возможно, диаграмму стоит включить в модель.
Умение читать диаграммы - один из основных навыков, необходимых участникам SADT-проекта. Первая цель процесса чтения состоит в том, чтобы разобраться в деталях диаграммы. Для этого вначале читают название и номер узла, блоки, внутренние дуги, авторские замечания и дополнительный материал. Вторая цель - понять непосредственный контекст диаграммы. Для этого изучают декомпозированный блок и его дуги, ICOM-коды, родительскую диаграмму и приложение к ней. Это помогает определить место диаграммы в модели. Последняя цель - критическая оценка представленного автором материала. Для этого читатель задает вопросы, связанные с использованием синтаксиса, названий блоков и дуг, стилем изложения и процессом активизации блоков. Все эти шаги предпринимаются читателем для выработки мнения об обоснованности и правильности диаграммы.
Дополнительная литература:
За дополнительной информацией обращайтесь в компанию Interface Ltd.
Обсудить на форуме Computer Associates
INTERFACE Ltd. |
|