СТАТЬЯ | 01.10.01 |
Непрерывное совершенствование бизнес-процессов в российских условиях
Аналитический обзор
Данный обзор посвящен проблематике повышения эффективности управления отечественными предприятиями с использованием технологий моделирования и реорганизации бизнес-процессов. В настоящее время, в области информационных технологий управления бизнесом представлено множество течений, провозглашающих своей целью совершенствование бизнеса. К ним, например, относятся:
В данной статье предлагается подход к совершенствованию системы управления предприятием, основанный на опыте и здравом смысле. Не хотелось бы наклеивать на предлагаемую технологию какой-то уже существующий западный ярлык типа CPI или TQM. Скорее это плод размышлений над отечественным опытом применения технологий моделирования бизнес-процессов и внедрения систем качества. При использовании предлагаемой технологии не ставится цель сразу получить чрезвычайный ("драматический") эффект, как предлагает Хаммер или российские консультанты, пропагандирующие "реорганизацию бизнес-процессов за 2-3 месяца". Наоборот, технология требует рутинной, каждодневной работы по мониторингу, анализу хода работ и принятия мер по улучшению сети бизнес-процессов организации. Как и всякая технология, предлагаемый подход имеет свои недостатки. В значительной мере эти недостатки являются следствием применения эффективной технологии в организации, имеющей иерархическую структуру. Рост любой сложной иерархической системы управления (какой и является структура крупного предприятия), сопровождается снижением эффективности работы, при этом финансовая эффективность какое-то время может оставаться на вполне приемлемом уровне. Поясним эту точку зрения. Представим себе ситуацию, когда качественно спроектированный и внедренный бизнес-процесс начинает постепенно обрастать дополнительными, ненужными функциями и должностями, что, в конечном счете, приводит к снижению его эффективности. Кроме того, внешняя среда, в которой функционирует организация, не остается неизменной, конкуренты не стоят на месте и т.д. Бороться со снижением эффективности процессов можно только одним путем – периодически, не реже 1 раза в год (для руководителя предприятия) и 1 раза в квартал (для владельца процесса) подвергать существующую сеть бизнес-процессов тщательной ревизии. Но вернемся к технологии, представляемой данной статье. Она показана на рисунке 1.
Рисунок 1.
На рисунке 1 показаны 5 основных групп работ, которые должны выполняться в организации в случае применения предлагаемой технологии. На первом этапе (группа функций № 1) проводится планирование эффективности бизнес-процесса по определенным показателям (о них будут сказано чуть ниже).
На втором этапе происходит собственно выполнение бизнес-процесса (возможно, нескольких циклов бизнес-процесса за определенное время).
К функциям группы № 3 относятся контрольные функции и функции оперативного управления. Необходимо обеспечить оперативный контроль показателей эффективности бизнес-процесса, что должно приводить к возможности "наблюдать" процесс и управлять им..
Четвертая группа функций необходима для проведения анализа бизнес-процессов по заданным критерия. Среди должностных лиц, проводящих анализ, два лица отвечают за улучшение показателей процесса – Владелец конкретного процесса и Руководитель компании.
При выполнении группы функций № 5 осуществляется разработка корректирующих мероприятий по трем направлениям: изменения регламентов выполнения бизнес-процессов, изменения по персоналу (обучение, повышение квалификации, аттестация, прием/увольнение и т.д.), изменения в инфраструктуре (новые средства производства, автоматизации, связи и т.п.). Отметим, что корректирующие мероприятия (по терминологии ISO 9000:2000 – корректирующие и предупреждающие действия) предназначены для изменения ресурсов (составляющих частей бизнес-процесса). На Рисунке 1 показана упрощенная схема, состоящая из 3 ресурсов – регламенты, персонал, инфраструктура. По методологии “5М” их может быть 5: технология (Method), персонал (Man), оборудование (Machinery), материалы (Material), производственная среда ( un Milieu ouvrier [франц.]).
Таким образом, в представленной схеме реализовано два контура управления. Первый является оперативным, и служит для контроля соблюдения показателей эффективности процесса. Второй контур предназначен для периодического анализа и повышения эффективности бизнес-процессов. В организации должны функционировать оба этих контура. Ситуация, когда присутствуют или отсутствуют некоторые их этих контуров управления, представлена в следующей таблице.
№ ситуации |
Присутствующие контуры управления |
Характеристика состояния системы |
1 |
Ни одного |
Система не управляема. Рост бюрократизма. Рост числа должностей. Снижение эффективности. |
2 |
Оперативный контроль и управление бизнес-процессами |
Нет долгосрочных целей по улучшению состояния процессов. Система работает неэффективно и постепенно приходит в упадок. |
3 |
Анализ и корректировка бизнес-процессов |
Не возможно получить достоверную, оперативную информацию по состояния процессов. Меры, принимаемые для улучшения процессов: а) неэффективны, т.к. основаны на недостоверной информации; б) запаздывают, т.к. отсутствует оперативное управление; в) приводят с усложнению системы, т.к. для решения частных временных проблем создаются постоянные структуры. |
4 |
Оба вида одновременно |
Эффективная работа системы. Требуются периодические инновации в процессах. |
В случае, когда оба контура управления отсутствуют, то управлять эффективность процессов практически невозможно. Те меры, которые принимаются в этом случае, являются скорее внутриполитическим акциями руководителей, чем системным, продуманным подходом к делу.
Для того, чтобы внедрить в организации технологию, представленную на рисунке 1, необходимо: во-первых определить и описать существующие бизнес-процессы и порядок их взаимодействия в общей сети процессов организации, во-вторых четко распределить ответственность руководителей за каждый сегмент всей сети бизнес-процессов организации, в-третьих определить показатели их эффективности и методики их измерения (например, статистические), в-четвертых разработать и утвердить регламенты, формализующие работу системы.
Рассмотрим теперь, какие показатели качества бизнес-процесса необходимо выбрать для оценки его эффективности. Все такие показатели можно разделить на 3 больших группы:
В соответствии с требованиями ISO 9001:2000 разделов 5.2 “Ориентация на заказчика” и 8.2.1 “Удовлетворенность потребителя” для потребителя основной группой показателей является 1-я, но для предприятия важны все группы. Для успешной реорганизации бизнес-процессов необходимо учитывать все группы показателей. При этом сложность задачи по оптимальному выбору системы, способа сбора и обработки данных по показателям с лихвой окупается улучшением системы управления процессами, снижением затрат ресурсов и времени.
В заключение следует отметить, что для разработки и внедрения предложенной технологии необходимы инструменты и методики моделирования бизнес-процессов. Перед началом проекта по внедрению системы непрерывного совершенствования бизнес-процессов, руководителям предприятий целесообразно овладеть основными подходами процессного управления, "изюминками" методик управления качеством, технологиями моделирования и анализа бизнес-процессов.
Дополнительную информацию Вы можете получить в компании Interface Ltd.
Отправить ссылку на страницу по e-mail
Обсудить на форуме Computer Associates
Interface Ltd. Отправить E-Mail http://www.interface.ru |
|
Ваши замечания и предложения отправляйте автору По техническим вопросам обращайтесь к вебмастеру Документ опубликован: 01.10.01 |